/ Раиса Бочоева

Говорить красиво

По указу главы Минобрнауки РФ Ольги Васильевой, со следующего года в России ученики девятых классов будут сдавать обязательный экзамен по устной речи. Пилотный проект планируется запустить уже в этом году. «Наш университет_онлайн» попытался разобраться, насколько страшен новый экзамен и будут ли проблемы с его сдачей у якутских школьников.

Еще один стресс для школьников…

Очередное новшество в сфере школьного образования – вводится экзамен по устной речи в рамках сдачи ГИА для девятиклассников. Цель – научиться грамотно и четко говорить. Вполне возможно, что Якутия станет одним из пилотных регионов, в котором сдачу экзамена запустят уже в этом году.

Как отмечает заведующий кафедрой социальной и этнической психологии Института психологии СВФУ Мария Нафанаилова, слово «экзамен» всегда настораживает, вызывает чувство тревоги и беспокойства, ведь к стрессам устойчивы отнюдь не все дети. «Родители школьников часто приходят на консультации к психологам и говорят, что ОГЭ и ЕГЭ очень напряженно воспринимаются их детьми. Но если в школах появится такая дисциплина, как «устная речь», то к нам будут поступать уже коммуникативно компетентные люди, и это очень радует», – добавляет Мария Нафанаилова.

В настоящее время обязательными предметами для сдачи ГИА являются русский язык и математика, а также два экзамена по выбору учащихся

«Мы замечаем, что ребята, которые в школе участвовали в конференциях, очень хорошо выступают на публике, – объясняет психолог. – Для таких студентов семинар – это повод лишний раз покрасоваться. Но таких студентов не очень много. Поэтому нужно поддерживать идею развития устной речи у учащихся. Думаю, что гораздо эффективнее проводить занятия по устной речи у школьников в форме различных тренингов публичного выступления – они очень полезны для формирования у детей уверенности в себе».

По мнению заведующего кафедрой социальной и этнической психологии, дети должны научиться преподносить себя, отстаивать своё мнение и убеждать аудиторию, и экзамен станет отличным инструментом для достижения этих задач. «Нам интересно, в какой форме будет экзамен, если его введут, – рассказывает Мария Нафанаилова. – Но, на мой взгляд, было бы лучше ввести по данной дисциплине зачет, а не экзамен. Даже если это будет зачет, большинство школьников вряд ли будут в восторге от появления дополнительного предмета».

…и повод для радости учителей

Ежегодно в СВФУ поступают абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ. Среди них много медалистов. Они могут великолепно писать письменные работы, эссе, рефераты и курсовые. Но, как замечают преподаватели, у многих ребят абсолютно не развита устная речь. Когда начинаются семинары или дискуссии, то выясняется, что словарный запас у студентов небогатый. Преподаватель даже может определить количество слов, используемое студентом.

«Думаю, что новая форма экзамена сможет как-то повлиять на решение данной проблемы, – делится мнением заведующий кафедрой якутского языка Института языков и культуры народов СВ РФ СВФУ Дария Чиркоева. – На мой взгляд, учителя в школах будут рады новому экзамену. Большинство учеников очень качественно пишут сочинение в части С. Если ребята могут так хорошо писать сочинения, то, при соответствующей подготовке, результаты устного экзамена будут неплохими».

Гораздо эффективнее проводить занятия по устной речи у школьников в форме различных тренингов публичного выступления, считают эксперты

По мнению эксперта, если Якутия будет выбрана пилотным регионом, то особо никаких проблем с подготовкой и проведением данного экзамена в школах не будет. «Было бы замечательно ввести такой же устный экзамен и по якутскому языку, потому что ученики национальных школ должны уметь красиво излагать свои мысли также и на родном языке, – отмечает Дария Чиркоева. – Так как в нашей республике государственными являются два языка – русский и якутский, у нас наблюдается такое явление, как билингвизм. К сожалению, билингвизм может иметь побочный эффект, который заключается в следующем: человек может разговаривать на двух языках, но не говорить грамотно ни на одном из них. Экзамен по устной речи может стать решением этой проблемы».

Россиянин обязан красиво говорить по-русски


Часто говорят, что ОГЭ и ЕГЭ способствуют развитию только лишь письменной речи. Ребенок, даже не зная материал, может просто наугад выбрать правильные ответы. Это – результат везения. Поэтому у многих детей, которые учатся в национальных школах, не очень хорошо развита устная русская речь.

Среди якутян наблюдается такое явление, как билингвизм, побочный эффект которого заключается в том, что человек, разговаривая на двух языках, не говорит грамотно ни на одном из них

«Детям, которые приезжают с улусов, бывает очень трудно выступать на семинарах, устно излагать свои мысли. У многих студентов наблюдается языковой барьер. Поэтому зачастую наши ребята не могут грамотно и красиво рассказать материл, даже если хорошо его знают, – объясняет доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института СВФУ Степанида Дмитриева. – Бывает, что во время семинара студенты плавно переходят на якутский язык. Но молодые люди просто обязаны красиво говорить на русском языке. Ведь они живут в России».

Хорошо забытое старое

Учитель русского языка, руководитель кафедры гуманитарного цикла СОШ №31 города Якутска Ирина Саблина считает, что новая форма экзамена – это хорошо забытое старое. «Раньше в классической школе каждый ученик сдавал устный экзамен по русскому языку. Насколько я помню, после 8 класса было четыре обязательных экзамена и один экзамен по русскому языку был устным, – вспоминает Ирина Саблина. – Устный экзамен сдавали по билетам. А в 10 классе раньше дети сдавали уже 5-6 экзаменов».

По мнению учителя русского языка, министр образования и науки РФ – человек старого периода, поэтому она вводит не новшества, а просто возвращает то, что уже забыто. «Нам нужно относиться к этому экзамену положительно. Правда, способы его проведения пока не ясны. Но в центре внимания должен оказаться лингвистический анализ в устной форме. Думаю, что вследствие этого экзамена наша республика в будущем получит много грамотных специалистов», – говорит Ирина Саблина.

Грамотная речь – залог успешной карьеры


Определяющее влияние в развитии устной речи оказывает общение молодежи в социальных сетях. Наблюдается изменение темпа и ритма жизни, изменение психологического ощущения времени. Отсюда и последствия – стремление к краткости, емкости, информативности фраз при минимуме затрат. Естественно, это плохо влияет на богатство и глубину языка.

«Министерство образования идет по верному направлению, а мы, как филологи, полностью поддерживаем данное нововведение, – отмечает заведующий кафедрой русского языка филологического факультета СВФУ Марфа Тарабукина. – Как показывает практика последних лет, наши дети очень мало говорят, у большинства выпускников отсутствует живая речь. На уроках учителя часто ведут монолог – долго и монотонно говорят. А дети сидят и слушают. К сожалению, живого общения не происходит, и это негативно сказывается на устной речи школьников».

«Возможно, проблемы в проведении экзамена будут, но только в начале его ввода. Но если подготовка к экзамену будет проходить на достаточно высоком уровне, то наши дети уже совсем скоро начнут показывать неплохие результаты. На мой взгляд, одним из серьезных моментов грамотного выражения своих мыслей является работа в семье. Родители должны общаться со своими детьми, а не сидеть, уткнувшись в гаджеты. Развитие устно речи у ребенка поможет ему в будущем как в учебе, так и в работе. Грамотная устная речь – это ключ к успешной карьере. Потому что любой работодатель всегда будет выбирать себе грамотного работника».Марфа Тарабукина, заведующий кафедрой русского языка филологического факультета СВФУ

В общем, как отмечают наши эксперты, новшество пойдет школьникам Якутии только на пользу. Больших проблем не будет. Возможно, дети получат дополнительное эмоциональное напряжение. Но это положительно повлияет на формирование у них красивой и богатой речи. Только здесь необходима комплексная работа не только учителей русского языка, но и других предметников – историков, географов и так далее. Многое зависит не только от учителей и родителей, но и от самих детей.

Фото: Светлана Павлова, Мичил Яковлев, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.