/ Туяра Павлова

IT в районы: на что обратить внимание при открытии центров

Якутия вошла в ТОП-10 регионов России по уровню цифровизации. В районах республики активно открываются IT-центры. До 2024 года должны распахнуть двери 17 новых центров, которые станут оплотом IT в разных уголках Якутии. «НУ_онлайн» пообщался с представителями уже работающих IT-центров.

Айти для села


В 2019 году IT-центр открылся в Намцах. Сегодня здесь работают 4 специалиста. Центр занимает помещение площадью более 86 кв. метров. Намский центр стал третьим в республике, и при его открытии был учтен опыт предшественников – Сунтарского и Нижнебестяхского учреждений. Как рассказывает руководитель Саргылана Петрова, сегодня модель работы Намского центра взяли и другие подобные организации.

Сегодня Намский IT-центр предоставляет коворкинг площадку, обучает население IT-компетенциям, разрабатывает, внедряет и мониторит проекты организаций по их заявкам

Кроме того, здесь работает сервисный центр – жители Намцев могут обратиться по своим вопросам и получить помощь. Есть здесь и IT-волонтеры: бригады выезжают по населенным пунктам, чтобы обучить население.


Важное внимание также уделяется и IT-подготовке школьников. Вообще, подчеркивает Саргылана Петрова, основная цель работы центра – приобщить население сельской местности цифровой культуре, создания дополнительных рабочих мест по ИT-отрасли на основе формирования команды компетентных специалистов, готовых участвовать в проекте, из числа местного населения, их обучение и профессиональное сопровождение.

Интересно, что намские айтишники еще до режима самоизоляции работали над проведением онлайн-конференций для оперативной работы во время чрезвычайных ситуаций. Предполагалось, правда, что система будет использоваться, например, во время паводков.

Еще с февраля IT-центр проводил тестовые ВКС для администрации района с главами наслегов как на базе центра, так и вне. «Мы интуитивно готовили несколько проектов, один из которых активно сегодня реализуем. К моменту объявления в республике режима повышенной готовности мы были готовы не только теоретически, но и с накопленным практическим опытом – приобрели и настроили необходимое оборудование, научили всех участников навыкам работы в режиме ВКС», – рассказывает Саргылана Петрова.

Возможности IT-центра однозначно пригодились во время пандемии: например, благодаря 3D-принтеру специалисты центра смогли напечатать специальные держатели для масок. Нетбуки, которые имеются в учреждении, на время пандемии передали врачам, чтобы те смогли организовать дистанционную работу с населением, а компьютеры выделили для школьников, чтобы ребята смогли завершить учебный год. «Каждый день обсуждаем новые идеи, пересматриваем бизнес-план, ставим новые приоритеты», – поделилась руководитель центра.

…или для стартапов?


IT-предприниматель из Среднеколымска Николай Тарасов же с такой позицией коллег из Намцев радикально не согласен. «Я думаю, что IT-центры должны учить людей зарабатывать деньги в IT, а не учить детей. Здесь должны объединяться профессионалы в разных областях, чтобы создавать общие продукты», – уверен Николай.

Центр в Среднеколымске открыли в феврале, он стал первым подобным учреждением в арктической группе районов

В марте едва начавшее работу учреждение закрылось. Так что пока о чем-то говорить, объясняет Николай, рано. Ребята друг о друге знали, но вместе не работали, а благодаря открытию центра они объединились и начали совместную работу.

Во время пандемии среднеколымские айтишники не бездействовали. Николай с коллегами создали по заказу одного из предпринимателей города приложение для заявки на откачку септика. Чтобы его сделать, ребятам понадобилось всего 2 недели. Сейчас они дорабатывают его, а в сентябре 2020 года приложение должно заработать в полную силу.

Помимо этого, у ребят готово еще несколько приложений. Но презентовать они их будут после пандемии. «Все наши приложения созданы именно для использования в Среднеколымске. Мы хотим работать у себя, планов переезжать в Якутск или центральные города нет», – делится Николай Тарасов. Для местных айтишников то, чем они занимаются, пока скорее хобби. Центр рассчитан на 10 резидентов, но пока здесь работают 7 энтузиастов.

Ориентация на саморазвитие



На что важно обратить внимание при открытии IT-центров в регионах? Директор студенческого бизнес-инкубатора «OREH» Анисия Лазарева уверена: нужно ориентироваться на количество молодежи и уровень интереса в районах. В некоторых улусах, рассказывает Анисия, уже есть устоявшийся интерес, ребята постоянно и активно участвуют в профильных мероприятиях – хакатонах и конкурсах.

Интересно, что во время недавнего республиканского хакатона «Моя профессия – IT» очень активно себя проявили молодые люди с северных районов

«У нас сложная транспортная доступность с севером, поэтому необходимо поддержать их тягу к саморазвитию, чтобы северные районы были соединены с нами онлайн и не чувствовали себя выпавшими из текущей в столице жизни. Кроме того, с хорошим интернет-соединением не нужно будет постоянно вылетать в Якутск, чтобы принять участие в мероприятии или получить образование. Это можно было бы делать дистанционно и сэкономить средства на авиаперелеты», – делится мнением руководитель «OREH».

Студенческий бизнес-инкубатор работает в СВФУ с 2012 года и уже неоднократно доказывал свою состоятельность в вопросах подготовки IT-специалистов. Буквально на днях все СМИ обсуждали обновленный VeDroid, который в свое время стартовал в «OREH»: при условиях пандемии ребята сделали робот не моющим, а дезинфицирующим, установив кварцевые лампы. И VeDroid – не единственный успешный кейс «OREH», благодаря бизнес-инкубатору свой путь нашли и Fntastic, Tuoi Toy и другие компании. Сейчас здесь 19 активных резидентов.

Фото: из архива героев материала

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.