/ Евгений Онуфриев

IT в Якутии: как построить крепкий фундамент

IT-отрасль в Якутии чувствует некоторый подъем: дети со всей республики поступают в школы с инновационным уклоном, местные вузы открывают новые направления, а потребность в специалистах с каждым годом растет все больше, как и нужда в IT-парке, который планируют достроить к 2019 году. Как развивать IT-экосистему в Якутии – читайте в материале.

Интерес к IT-отрасли растет


Сегодня в СВФУ увлекательный мир информационных технологий изучают в таких подразделениях, как Малая компьютерная академия и Школа робототехники «Алтан» Арктического инновационного центра. Первая знакомит юных энтузиастов с созданием всевозможных роботов и принципами их работы, вторая раскрывает детские творческие порывы не только в робототехнике, но и в 3D-моделировании и разработке сайтов.

Во всем мире, в том числе в России, особое внимание уделяется ознакомлению детей с массовыми технологиями наступающей четвертой промышленной революции, отмечает директор малой компьютерной академии Василий Максимов. «Информационные технологии, робототехника, беспилотные летательные аппараты – знакомство с ними происходит с самого раннего возраста», – рассказывает эксперт. Так, при помощи академии в СВФУ ежегодно устраиваются международные летние школы, в которых участие принимают дети разных возрастов – начиная от пятиклассников, и заканчивая магистрантами вузов.

На курсах разработки сайтов в школе робототехники «Алтан» АИЦ СВФУ используется аппаратная платформа Arduino, которая ориентирована на непрофессиональных пользователей и призвана знакомить юных изобретателей с самыми азами построения систем автоматики и робототехники. Как рассказывает руководитель Дьулустаан Осипов, школа стремится дать своим ученикам максимум полезных знаний и навыков, которые они смогут применить на практике после окончания курсов. «Мы против конструкторов, ограничивающих детей в творческом развитии. Наша цель – построить крепкий и надежный фундамент для будущего становления ребенка как специалиста и личности», – добавляет он.

IT-школы развиваются: школьники ежегодно принимают участие в летних лагерях с инновационным уклоном, а особенно заинтересованная молодежь поступает в IT-школы с полноценным обучением

Среди частных организаций можно отметить IT-школу Алексея Илларионова, которая базируется на подготовке будущих 3D-моделлеров и web-программистов. Руководитель отмечает, что интерес к обучению IT-технологиям в Якутии хоть и высок, но имеет один нюанс. «Сейчас я бы его охарактеризовал больше как родительский – сами дети по своей инициативе все же не очень часто проявляют интерес к теме», – считает Алексей Илларионов. Родителей можно понять: как никак, благодаря таким IT-школам они могут уверены в том, что их чада полностью отдают себя учебе – занятия проводятся 3 раза в неделю по полтора, уроки имеются как утром, так и после обеда.

Инженерно-технические проекты реализуются силами детей и за пределами столицы. К примеру, школьный технопарк Октемского лицея в Хангаласском районе, начавший свою работу более четырех лет назад, имеет в своем распоряжении целых четыре лаборатории: 3D-прототипирования, робототехники и искусственного интеллекта, наноматериалов и авиамоделирования. Как отмечает заведующей школой Марина Алексеева, одна из задач технопарка – обеспечить будущих IT-специалистов достаточной практикой перед тем, как отправлять их в российские вузы.

Школам нужны IT-педагоги



Тем не менее, если брать ситуацию по всей республике, то она не настолько радужная, и в образовательной сфере всплывают некоторые проблемы, в частности в области популяризации IT. Так, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской кафедры вычислительных технологий Института математики и информатики СВФУ Михаил Антонов считает одной из основных проблем низкий профориентационный уровень школ, отдаленных от регионального центра.

«Тема развития IT недостаточно освещена в каждом улусе, вследствие чего многие школьники не заинтересованы этой тематикой, – рассказывает сотрудник, соглашаясь с тем, что инициативу обучать детей IT сегодня проявляют больше родители, чем сами дети. – Нынешние дети в районах мало информированы о профессиях в сфере информационных технологий. Зачем идти в профессию, о которой ты ничего не знаешь?»

В то же время с точки зрения технической оснащенности многие школы в республике отвечают всем требованиям и нормам, добавляет Михаил Антонов. «В них стоят современные компьютерные классы, установлено все необходимое оборудование для обучения, – объясняет он. – На мой взгляд, проблема с хорошими IT-педагогами стоит гораздо острее, и именно ее необходимо решать в первую очередь».

Робототехника представляет собой междисциплинарный предмет находящийся на стыке физики электричества, электроники, информатики и инженерного дизайна, перечисляет руководитель IT-школы «Алтан», резидент бизнес-инкубатора «Oreh» Дьулустаан Осипов. «В общеобразовательных школах робототехнику зачастую дают учителя информатики. Конечно, все индивидуально, но на мой взгляд робототехнику должен преподавать физик или специально обученный педагог дополнительного образования с техническим образованием», – отмечает он.

Мотивированные учителя могут сами выучить методы и технологии обучения робототехнике – вся нужная информация находится в открытом доступе сети Интернет, а преподавательские коллективы в улусах могут создавать разные объединения для передачи опыта, считают эксперты

Руководитель IT-школы Алексей Илларионов считает, что для подготовки школьников сейчас делается максимум исходя из имеющихся условий и определенных особенностей развития индустрии в целом. «Образовательным программам и школам в целом не хватает «играющих тренеров», ребят, имеющих реальный практический опыт разработки различных проектов в коммерческих структурах. Только в таком случае теория будет иметь эффект, имея практическую основу под собой», – объясняет эксперт.

Но здесь проблема в том, что даже если такие ребята и есть, то, как правило, им не хватает именно педагогического компонента, добавляет Илларионов. «Им не достает умения правильно подать материал, объяснить его на пальцах. Нам нужно задуматься над тем, чтобы готовить таких специалистов – педагогов, имеющих практический опыт работы по IT-специальности», – делает вывод руководитель IT-школы.

«Прорыв в робототехническом образовании может случиться не в городе, а в селе, так как на одного учителя предоставляется намного меньше учеников, чем на городского учителя. Это можно организовать, если дистанцироваться от дорогих робототехнических конструкторов, таких как Lego, которые не могут дать полной картины устройства робота. При обучении на данных конструкторах фокус делается только на готовом программном обеспечении, другие стороны робототехники полностью игнорируются.

Одно из решений: оснастить школы более дешевыми программируемыми микроконтроллерами типа Arduino (от 300 рублей) или микрокомпьютерами Rasberry Pi (от 2000 рублей) и копеечными электронными компонентами (резистор, транзистор, электродвигатель и т.д.). Обучение промышленным микроконтроллерам дает полноценную картину того, как функционирует любой робот».Дьулустаан Осипов, руководитель IT-школы «Алтан», резидент бизнес-инкубатора «Oreh»

Требуются кадры. Срочно



Потребность в IT-специалистах в последнее время неуклонно растет, и с этим выводом согласен руководитель сайта Rabota.Ykt.Ru Виктор Иванов. «Информационные технологии сегодня глубоко проникли во многие сферы деятельности организаций. Трудно представить себе работу крупного магазина или службы доставки еды без автоматизированной системы, – отмечает Виктор Иванов. – Для внедрения и обслуживания таких систем нужны различные специалисты, от системных администраторов до программистов, из-за чего потребность в IT-специалистах в Якутске ощущается постоянно».

Так, если взглянуть на базу резюме размещенных на сайте Rabota.Ykt.Ru, то можно выделить наиболее популярные специализации среди соискателей. Среди них можно отметить «Системное администрирование» (более 670 резюме) и «Монтаж и обслуживание сетей» (более 560 резюме). Другие специализации, такие как «Сотовая связь», «Инженерные специальности», «Программирование, разработка» имеют примерно равное количество резюме в пределах 320-360-ти.

При этом нужно понимать, что квалификация каждого специалиста может сильно варьироваться, подчеркивает руководитель сайта Виктор Иванов. «Специалистов начального уровня без опыта работы по специальности намного больше, чем опытных специалистов с большим опытом работы и серьезными навыками, – отмечает он. – Во многих областях по типу серверного программирования или мобильной разработки ценятся как раз высококвалифицированные специалисты, которых сейчас практически дефицит».

Согласно экспертным оценкам, доля IT-компаний в ВВП Якутска составляет на сегодня порядка 5%. К 2030 году представители IT-отрасли планируют достичь 5% от валового продукта всей республики – сейчас он находится на уровне около 1%

«Эксперты оценивают потребности якутского рынка примерно в 2000 специалистов на ближайшие десять лет, – добавляет ведущий научный сотрудник научно-исследовательской кафедры вычислительных технологий ИМИ СВФУ Михаил Антонов. – Учитывая, что в университете по IT-направлениям сейчас готовится порядка 150-200 человек в год, а к работе по специальности на территории республики из них приступают не все, чтобы дойти до таких цифр, нам еще нужно много работать».

Один из подходов к решению проблемы, считает сотрудник, – это увеличение выпуска в Северо-Восточном федеральном университете IT-специалистов, которое может быть достигнуто расширением контрольных цифр приема как на бюджетной, так и на коммерческой основе, а также открытием новых образовательных программ подготовки бакалавров.

Помимо этого, представители IT-отрасли отмечают, что выпускники местных вузов неспособны сразу приступать к трудовой деятельности. Момент сложный, и как оказалось, одной из возможных причин является несоответствие утвержденных Министерством образования РФ перечня специальностей, реальным профессиям в сфере IT. «По состоянию на середину 2017 года на портале Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования имеется всего около 10 примерных основных образовательных программ подготовки бакалавров, относящихся в IT-отрасли, что не соответствует даже «крупноблочному» разбиению на направления в сфере IT», – объясняет Михаил Антонов.

Еще один момент, который влияет на ситуацию с трудовыми кадрами в IT-отрасли в Якутии – это, конечно же, заработная плата. Руководитель Rabota.Ykt.Ru Виктор Иванов объясняет, что при оценке уровня зарплат необходимо понимать, что очень многие работодатели не указывают реальный уровень заработной платы в своих объявлениях о вакансиях. «Если посмотреть на объявления, то у большого количества вакансий вместо конкретного значения указана зарплата «договорная», означающая, что работодатель готов озвучить уровень зарплаты на собеседовании с соискателем», – отмечает он.

Такая формулировка позволяет работодателям варьировать предлагаемый уровень зарплаты в зависимости от уровня квалификации соискателя и его индивидуальных запросов. «Наибольшую зарплату получают претенденты с хорошим опытом работы, имеющие высокую квалификацию и претендующие на руководящие должности», – объясняет Виктор Иванов.

Будущее за автоматизацией



В этом году Северо-Восточный федеральный университет обновил несколько направлений, связанных с информационными технологиями. Так, в институте математики и информатики появилась новая магистерская программа «Наука о данных и машинное обучение», цель которой – подготовка IT-специалистов с новыми навыками и компетенциями, соответствующими современным вызовам в этой области.

Для университета эти обновления сопряжены с технологическим бумом в области машинного обучения, который сейчас происходит по всему миру, отмечает Михаил Антонов. «Данное направление обрело популярность еще в двухтысячных годах вместе с необходимостью интеллектуальной автоматизированной обработки больших объемов данных», – объясняет научный сотрудник научно-исследовательской кафедры вычислительных технологий ИМИ СВФУ Михаил Антонов.

В частности, добавляет эксперт, в задачу входит работа с компьютерным интеллектом: это умные ассистенты, таргетированная реклама, автоматизация рекрутинга и многие другие направления, которые сегодня актуальны благодаря удобности и выгоде при их использовании. «Таргетированная реклама по некоторым оценкам в три раза более эффективна по сравнению с традиционной, – считает Михаил Антонов. – Автоматизация производств и процессов, появление авто- и роботизированных автомобилей от Google, Tesla, внесет значительные изменения на рынки труда. Именно в соответствии с этими тенденциями в СВФУ была открыта данная магистерская программа».

В настоящее время подготовка IT-специалистов в СВФУ по уровню бакалавриата ведется, в основном, в институте математики и информатики (на кафедрах «Информационные технологии», «Математическая экономика и прикладная информатика», «Прикладная математика», «Теория и методика обучения информатике» и «Многоканальные телекоммуникационные системы», всего 10 профилей подготовки с 2017 года), педагогическом институте и физико-техническом институте.

Как создать IT-экосистему



Столпом поддержки IT-проектов в Якутске может стать так называемый парк высоких технологий, который планируется построить к 2019 году. Разработчики проекта отмечают, что развитие IT-сектора, использующего возможности «цифровой революции», приведет к развитию глобализации и создаст экономику знаний, где фактором успеха любого бизнеса станут повышение роли высококвалифицированных работников и интеллектуальных услуг.

«С созданием парка существенная часть услуг в сфере развлечения, а также образования и многих других сферах, будет предоставляться удаленно и виртуально. Эпоха новой промышленной революции, связанной с развитием «киберфизических систем», робототехники и высоких технологий, приведет к удешевлению производства и его индивидуализации», – подчеркивает заместитель министра инвестиционного развития и предпринимательства Якутии Татьяна Бравина.

Эксперты надеются, что IT-парк в Якутии будет выступать своего рода центром синергии местных IT-компаний

Если власти не построят IT-парк в ближайшие годы, то это сделают частные компании, но это будет дольше и, скорее всего, в меньших масштабах, отмечают в своем заявлении участники Ассоциации IT-экспортеров РС(Я) Арсен Томский, руководитель ГК «Синет» и братья Алексей и Афанасий Ушницкие, основавшие компанию «MyTona». «Рассчитываем, что венчурная компания «Якутия» изменит свои подходы и начнет инвестировать в IT-стартапы, – указывается в письме. – Мы поддержим это собственными инвестициями, развитием бизнес-ангельского движения, и созданием, в перспективе, частного венчурного фонда. Надеемся, что СВФУ начнет готовить нужных индустрии программистов, разработчиков мобильных приложений, юзабилистов, digital-маркетологов, интернет-предпринимателей. Сейчас местные вузы поставляют нам большое количество филологов, юристов, экономистов, которых нам приходится переучивать. Заинтересованные компании поддержат это, вплоть до создания отдельной IT-академии».

Определенно, в парке должны быть образовательные учреждения по IT-отрасли как для школьников, так и для взрослых, считает руководитель школы робототехники «Алтан» Дьулустаан Осипов. «Данные учреждения могут стать фабрикой по производству новых IT-специалистов республики, в этом заинтересованы все компании в столице», – заключает он.

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ, из открытых источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.