/ Варвара Жиркова

Как объединить берега?

Не утихают разговоры о строительстве моста через реку Лену, тем более в свете последних событий – подписания меморандума между Роставтодором и китайской госкорпорацией «Синогидро».

Что нам стоит мост построить

В рамках форума «Транспортная неделя» в Москве, прошедшего с 30 ноября по 5 декабря, глава Росавтодора Роман Старовойт и председатель совета директоров китайской корпорации Sinohydro Сон Доншен подписали меморандум о намерениях строительства моста через Лену близ Якутска. Теперь судьба мостового перехода зависит от решения российско-китайской межправительственной комиссии.

В состав комиссии входят представитель кабинета министров РФ первый заместитель председателя Игорь Шувалов и представитель правительства Китайской народной республики вице-премьер Чжан Гаоли. Именно резолюция этого органа станет решающей, которая определит судьбу моста. Еще одним участником комиссии станет Китайская железнодорожная строительная корпорация, с которой также будет подписан аналогичный меморандум в ближайшее время. Данная организация также предлагает свои услуги по проектированию и строительству перехода.

2 (3)
Директор Финансово-экономического института Александр Кугаевский считает, что мост не будет построен в ближайшее время. Китайцы не будут строить затратный для себя проект, уверен ученый, они сперва просчитают коммерческую выгоду, возможно, поэтому проезд через мост станет платным.

Министр экономики республики Валерий Максимов имеет другое мнение насчет сроков завершения строительства моста. Он выразил надежду, что мостовый переход будет построен к 2022 году. «Этот стратегически важный проект должен быть реализован к 100-летнему юбилею Якутской АССР в 2022 году», – сказал он.

Строительство даже не начато, а многих людей уже волнует вопрос: «Выдержат ли мостовые опоры воздействие ледохода?». Ведь толщина льда на Лене может достигать двух и более метров.

Доцент кафедры строительного производства Инженерно-технического института СВФУ Галина Федорова подчеркнула, что все зависит от того, какую задачу поставят перед инженерами-строителями. «Любое строительство требует точных расчетов. В России мосты через реки строят давно, значит, можно и над Леной возвести», – говорит кандидат технических наук.

Она отметила, что якутские инженеры-строители имеют достаточный опыт мостостроительства. Например, в конце октября сдан в эксплуатацию трехполосный мост протяженностью около одного километра через реку Алдан на автомобильной дороге Алдан – Олекминск – Ленск стоимостью 1,1 миллиард рублей. Строительство моста было выполнено в рамках контракта между Управлением автомобильных дорог Республики Саха (Якутия) и ОАО «Сибмост», подписанном в феврале 2013 года. С 2011 по 2015 гг. «Сибмост», имеющий многолетний опыт строительства объектов в северных регионах, возвел в Якутии мосты через реки Тамма, Большая Кетеме, Восточная Хандыга. На данный момент компания также строит несколько мостов.

Есть опасения, что мост будет влиять на окружающую среду. Доктор биологических наук, кандидат географических наук Дмитрий Саввинов подчеркнул, что нужно минимизировать воздействие моста на экологию. «Не станут ли частые опоры моста способствовать заторам на реке? Как будет влиять строительство дамбы на правом берегу на продуктивность сенокосов? Необходимо также провести моделирование функционирования речной и наземной экосистемы», – утверждает ученый.

Берег левый, берег правый

Мост через Лену сможет обеспечить круглогодичную связь правого и левого берегов с железнодорожными путями, соединит в единую транспортную сеть федеральные автомобильные дороги «Лена», «Колыма» и «Вилюй», обеспечив круглогодичное сообщение между Якутией, Амурской, Магаданской, Иркутской областями и Хабаровским краем.

В 2014 году проект переходного моста через Лену оценивался в 64 миллиарда рублей. Строительство позволит сэкономить бюджету Якутии до 10 млрд рублей в год. Из-за сложной логистики республика ежегодно тратит миллиарды на навигацию и доставку грузов до северных и арктических районов. Заместитель председателя Правительства РС(Я) Виктор Омуков в своем выступлении на заседании экспертного совета Федерального агентства морского и речного транспорта и правительства РС(Я) по вопросу итогов навигации 2015 года и задач на 2016 год отметил, что навигация в этом году началась с 5 мая. Она проходила в условиях сложной гидрологической обстановки, связанной с мелководьем не только на верховьях реки Лены, но и по всему среднему течению реки, в том числе на подходном канале Якутского речного порта. В целом объем завоза грузов в республику составил более 2 млн 700 тыс. тонн, из них для нужд жизнеобеспечения − 1 млн 320 тыс. тонн.

3
«Всего за период навигации перевезено 291 тысяча пассажиров. В том числе по 15 социально значимым линиям на средства государственного бюджета республики в размере 49 млн. рублей осуществлены 277 рейсов и перевезено более 14 тысяч человек», – говорит зампред. Перевозка пассажиров отмечается низкой конкуренцией перевозчиков. Исключение − пассажирская линия Якутск – Нижний Бестях. На этом маршруте ежедневно работает до семи единиц пассажирского флота ООО «Пассажирское райуправление» и около 20 единиц маломерного флота индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Дополнительный объем перевозок пассажиров обеспечивают 11 грузопассажирских паромов: ООО «Судоходная компания «Якутск» – четыре, дочерняя компания Ленского объединенного речного пароходства – два, другие перевозчики – пять. Оценочный объем перевозимых за навигацию пассажиров на этой линии пассажиров превышает 450 000 человек. На линиях Якутск – Олекминск и Якутск – Жиганск наряду со скоростным флотом ООО «Пассажирское райуправление» работают два водоизмещающих каютных теплохода, принадлежащие индивидуальным предпринимателям. При этом следует отметить, что на Жиганской и Олекминской линиях пассажиры отдают предпочтение теплоходам вследствие более низкой стоимости проезда и провоза багажа.

По данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), всего на территории республики с различной интенсивностью эксплуатируется 18 пассажирских линий общей протяженностью более 9 000 км с остановками в более чем 70 населенных пунктах. Обслуживание данных линий наряду с ООО «Пассажирское райуправление» (шесть маршрутов) осуществляют ООО «Ленатурфлот» (четыре маршрута), ООО «Судоходная компания «Вилюй» (один маршрут), Белогорский участок ОАО «Ленское объединенное пароходство» (два маршрута), Алданский техучасток ФБУ «Администрация Ленского бассейна» (один маршрут), ИП Кондратьев (два маршрута), ИП Прокофьев (один маршрут).

Одной из острых проблем остается зимняя переправа: выявляются несанкционированные выезды на автотранспорте и пешие переходы через реку во время ледостава. Ежегодно в рамках операции «Ледовая переправа» и месячника безопасности на водных объектах в зимний период проводятся совместные рейды административной комиссии города Якутска с инспекторами ГИМС и сотрудниками ГИБДД по выявлению самовольных выездов автотранспорта на ледовую переправу.

В ходе рейда комиссией составлено 13 протоколов об административных правонарушениях. С начала 2015 года рассмотрено 129 дел по статье Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия) «Несанкционированный выезд транспортного средства на ледовые переправы рек, озер, водохранилищ, а также на лед, где такие переправы не оборудованы» наложено взысканий на общую сумму 475 000 рублей.

С появлением моста через Лену в республике будет наблюдаться наплыв большого количества людей и машин. Местные жители в большинстве своем боятся перемен. Как они отреагируют на новые явления?

Кандидат социологических наук, доцент Финансово-экономического института СВФУ Декабрина Винокурова отмечает, что новшество всегда вызывает опасения, настороженность у любого человека, коллектива, сообщества, и это вполне естественная реакция живого существа.

«Цивилизация все больше развивается в направлении технологизации многих сфер нашей жизни, в том числе и техники, автомобилей, бытового оборудования. Объективно люди тоже становятся все более мобильными, растет миграция. В этой связи есть попытки развивать в социологии новое направление, назвав его социологией мобильности. Джон Урри еще в 90-х годах предлагал, например, изучать различные виды мобильности людей, объектов, информации и отходов, а также сложные взаимосвязи между ними и социальные последствия этих разных типов мобильности. Советую познакомиться с его увлекательной книгой «Социология за пределами обществ: виды мобильности для ХХI столетия», – говорит она.

На какие «шиши»?

«Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия)» будет полностью сопровождать проект: от подготовки расчетов до работы с федеральными властями и потенциальными инвесторами. Еще в августе этого года стало известно, что китайские компании-инвесторы обратились в правительство Якутии с предложением построить мост через Лену.

Строительство может быть реализовано в рамках закона «О частной финансовой инициативе», который вступил в силу в мае. Данный закон позволяет властям заключить соглашение с инвестором, обойдя традиционную для госзакупок конкурсную процедуру.

Также в июне правительством республики было предложено группе банка «ВТБ» участие в финансировании проекта. «Во время проведения прошлогоднего конкурса банк «ВТБ» участвовал в концессионном соглашении. Теперь мы ищем новые условия сотрудничества в этом вопросе. В качестве основного критерия рассматривается возможность участия банка на основе государственно-частного партнерства», – сообщил ТАСС министр финансов республики Валерий Жондоров.

4
Напомним, что договоренность о строительстве автомобильного моста через Лену была достигнута еще в ноябре 2012 года. Победителем конкурса стал консорциум во главе с «Транспортные концессии (Саха)» (банк «ВТБ»), УСК «Мост» Геннадия Тимченко, «Бамстроймеханизация», институт «Стройпроект». Но в конце 2014 года было принято решение отложить проект в пользу строительства моста через Керченский пролив. На этот раз глава и правительство республики настроены решительно, и, возможно, к 2020 году мост через реку Лену будет возведен.

Мост должен изменить все грузопотоки и городскую ситуацию в целом. Ведь Якутск издавна был большой складской базой, если эти функции перейдут Нижнему Бестяху после создания там транспортно-логистического центра и нефтяной базы, то на территории города освободятся большие территории Александр Кугаевский, директор Финансово-экономического института СВФУ

Мост, несомненно, нужен. И вовсе не для того, чтобы везти в Якутск товары. Их можно привезти в Нижний Бестях и оттуда доставлять в столицу республики – проблемы в этом нет. Мост нужен для того, чтобы столицу республики соединить с заречной группой районов. В этом случае аграрный сектор экономики связывается непосредственно с городскими покупателями. Это имело бы огромное значение для развития города и заречных районов. Тем самым можно было создать регионально-территориальный кластер на базе железной дороги. Мы не можем принять проект, который предлагает китайская сторона: грузо-пассажирский канатный переход. По нему должны ездить не только автомобили, но и поезда. Вообще-то в перспективе, при условии эффективного сотрудничества с китайцами, есть два варианта «Великого шелкового пути» – наземный и морской. Можно воспользоваться морским вариантом развития и сделать так, чтобы соединить Транссиб и БАМ, и по нему привозить товары из Китая и других стран Юго-Восточной Азии в Якутию. В Нижнем Бестяхе построить город – по существу перевалочный пункт, и доставлять все товары до Тикси на мелкосидящих судах. Тикси также сделать перевалочным пунктом и товары разгрузить уже на морские суда. Вот тогда Нижний Бестях автоматически решит вопрос в отношении моста через Лену. К строительству мостового перехода надо подойти комплексно, провести научно-исследовательскую работу. Нужно продумать, как эти мелкосидящие суда будут ходить, какой навигационный период будет для этого, поток грузов. Только в этом случае инфраструктура Якутска и Нижнего Бестяха изменится кардинально. Допустим, увеличение численности населения будет зависеть от количества транспорта, такая же картина будет наблюдаться и в арктической зоне. Эксперт, пожелавший остаться анонимным

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.