/ Евгений Онуфриев

Муки выбора: как подготовить ребенка к ЕГЭ

Минобрнауки огласило сроки проведения ЕГЭ в 2018 году – до февраля школьникам нужно окончательно решить, какие предметы они будут сдавать. У выпускников же прошлых лет появилась возможность сдать ЕГЭ в следующем году в два этапа. Как подготовить ребенка к осознанному выбору профессии?

В 2017 году у первокурсников СВФУ улучшились показатели при поступлении – средний балл ЕГЭ достиг 65,2 баллов. Как отмечает проректор по педагогическому образованию СВФУ Михаил Федоров, контрольные цифры приема за последние пять лет не сильно изменились, и в университет продолжают в среднем поступать 2 700-2 900 абитуриентов, но положительные тенденции все же прослеживаются – помимо ЕГЭ у выпускников повысился средний балл при поступлении по итогам олимпиад, увеличилось число «стобалльников». «Средний балл для поступления в СВФУ на 10-15 баллов выше, чем в среднем по республике. Будущие абитуриенты должны учитывать эти цифры при поступлении», – отмечает Михаил Федоров.

Неосознанный выбор

Как показывает статистика, в среднем по стране только 70% поступивших абитуриентов оканчивают вузы. Какова же причина отсева студентов? «Приказы по отчислению в СВФУ издаются еще в первом семестре, с октября месяца, – отмечает Михаил Федоров. – Не могу сказать, что во всех бедах виновата недостаточная профориентация – есть абитуриенты, которые, не добрав баллов, поступают ради того, чтобы поступить. Неважно, на какую специальность – они сдают документы туда, где есть места».

Другая причина отсева, добавляет эксперт, – академическая неуспеваемость. Для ее решения университет уже несколько лет подряд начиная с сентября проводит курсы выравнивания по основным предметам – математике, физике, русскому языку. «Для первокурсников, у которых прослеживается нехватка знаний, мы организовываем дополнительные занятия и тестирование в формате ЕГЭ – это здорово помогает, но, к сожалению, не стопроцентно», – делится проректор по педагогическому образованию СВФУ.

Для первокурсников, у которых прослеживается нехватка знаний, в СВФУ организовывают курсы выравнивания по основным предметам. В конце они сдают тестирование в формате ЕГЭ

К чести студентов, многие не бросают учебу, а перепоступают на другие направления подготовки, делится старший преподаватель кафедры английской филологии Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ Елена Дьяконова. «Кто-то скажет, что бездарная потеря целого года, но на это можно смотреть с разных сторон, – отмечает эксперт. – Например, в западных странах выпускникам принято брать gap year (год перерыва) – он нужен для того, чтобы ребенок мог отдохнуть после экзаменов, и только потом думал над выбором профессии. К сожалению, в России такое понятие не распространено».

Окончание школы и сдача итоговых экзаменов – это всегда стресс, добавляет Елена Дьяконова. «К сожалению, в российских реалиях выпускник испытывает на себе в этот период большое давление общества, из-за чего задается вопросом: «Как это я не поступлю? Меня же родители не поймут», и идет, сломя голову, сдавать документы. Конечно, об осознанном выборе тут и речи быть не может», – заключает эксперт.

При осознанном выборе будущей профессии для ребенка большую роль играют два фактора – внешний и внутренний, отмечает главный специалист Центра взаимодействия с образовательными учреждениями факультета довузовского образования и профориентации (ФДОП) СВФУ Аксиния Обутова. Так, в первый фактор входят престиж профессии, заработная плата, реальная возможность трудоустроиться и влияние близких и родных. Второй важнее: в нем учитываются способность и возможности ребенка, его интересы, темперамент и характер. «Соответствуют ли они выбору профессии? Именно это нужно знать в первую очередь ребенку и родителям», – заключает Аксиния Обутова.

Развить мотивацию

Одного «хотения» получить профессию мало, подчеркивает декан ФДОП СВФУ Светлана Федорова – выпускник должен развивать в себе интеллектуальные способности, например, через те же образовательные курсы. «К сожалению, работая со школьниками, мы замечаем, что у многих молодых людей наблюдается низкая учебная мотивация, – отмечает декан. – Что интересно, эта реакция у всех школьников проходит волнообразно. К девятому классу, перед сдачей ОГЭ, мотивация повышается, а в десятом классе идет расслабление – как его называют сами дети, это «набор сил» для одиннадцатого класса и последующего ЕГЭ».

По мнению Светланы Федоровой, такой «перерыв» очень пагубно действует на школьников. «Нельзя отдыхать целый год от знаний и, образно говоря, в одиннадцатом классе «проснуться» – время будет попросту упущено, – отмечает декан ФДОП СВФУ. – В последнем классе всегда начинается гонка в виде подготовки к ЕГЭ, и к ней нужно быть готовым».

«Хочу», «могу» и «надо»


Когда ребенок выбирает свою профессию, он проходит через три этапа, рассказывает родитель Евдокия Макарова: слова «хочу», «могу» и «надо». «Первое слово возникает у ребенка в среднем звене, когда у него формируются первые мечты и фантазии о профессии, – делится родитель. – «Я хочу стать тем-то!», – говорит он, но иногда случается, что это слово не соответствует слову «могу».

«После, в старших классах, ребенок приходит к самоосознанию, и в этот период уже начинает превалировать слово «могу», когда ребенок не только оценивает себя, но к его желаниям прислушиваются и родители, – продолжает Евдокия Макарова. – Как правило, последние имеют большое влияние и бывает так, что слово «могу» сменяется на неумолимое «надо».

Вопрос выбора профессии для ребенка всегда будет сложным – для поиска правильного ответа ему в этом обязан помочь родитель

Результатом становится то, что ребенок, заканчивая школу, склоняется к родительскому «надо», при этом забывает про свои фантазии и мечты, что были у него в среднем звене. «Он уже не помнит слово «могу» – и зачастую это проблема родителя и его «надо», – считает Евдокия Макарова. – У каждого ребенка свои особенности и таланты – он может быть гуманитарием, технарем, естественником, и родитель должен помочь ему определиться в направлении, а не навязывать свое. В какую школу пойти, нужно ли менять профильный класс – все эти вопросы они должны решать вместе. Этим я хочу сказать, что родительское «надо» обязательно должно сопоставляться с фантазиями и, что самое главное, возможностями ребенка».

Абитуриент-2018: как сдавать ЕГЭ

До 1 февраля все выпускники российских школ должны определиться с выбором предметов, по которым они будут сдавать ЕГЭ. «Если раньше выпускники прошлых лет сдавали только в основной период, то сейчас, благодаря изменениям, им дается дополнительное время – в марте и апреле и в резервные дни основного периода – с 20 июня до 2 июля. Первый поток слушателей подготовительного отделения ФДОП окончит обучение в марте и будет сдавать ЕГЭ в досрочный период, второй поток – в резервные дни», – пояснила заведующий кафедрой довузовского образования ФДОП СВФУ Милана Федотова.

В школах на классные часы стоит чаще приглашать людей разных профессий. Дети должны видеть примеры вживую

Как сегодня подходят к вопросу сдачи ЕГЭ сами якутские школьники? Учащийся 11 класса Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) – Университетского лицея СВФУ Айсен Баханов уверен, что самое главное в подготовке – всегда внимательно слушать учителя. «К ЕГЭ можно подготовиться даже за четыре месяца, важно повторять материал и систематически обустраивать его в своей голове, тогда сложностей не будет», – уверен Айсен.

К подготовке к ЕГЭ нужно подходить систематически, главное – повторять материал, уверен лицеист СУНЦ СВФУ Айсен Барахов

Учащийся СУНЦ СВФУ уже выбрал свое будущее – профессию учителя физики. «Я выделил для себя три причины: первая – уже с детства меня окружали учителя, папа и мама – я часто ходил к ним на работу и потому с раннего возраста осознал, насколько благородна данная профессия; вторая причина – школьные дни самоуправления, на которых я впервые примерил на себя роль учителя в восьмых-девятых классах – этот опыт очень мне понравился; третья причина состоит в том, что профессия учителя сама по себе интересна – став учителем, ты постоянно развиваешься вместе со своими детьми, а это дорогого стоит».

Северо-Восточный федеральный университет всегда плотно работал со школами, но 2018-й станет для вуза особенным – он объявлен Годом школы, в рамках которого в СВФУ запланировано множество мероприятий и проектов (с планом можно ознакомиться здесь). Кроме этого, в университете седьмой год работает Ассоциация «Северо-Восточный образовательный округ», куда входят 105 образовательных организаций.

Подготовка к ЕГЭ-2018. Мнения:

Светлана Федорова,
декан ФДОП СВФУ:

– ЕГЭ – это педагогический измеритель усвоения школьных знаний, всего лишь инструмент для получения школьного аттестата и, в дальнейшем, того или иного образования в вузе. Неправильно, когда родители и общество в целом смотрят на ЕГЭ как на панацею – ребенок должен быть уверен в своих силах и знаниях на протяжении всего обучения в школе, а не только перед итоговыми экзаменами. Для этого нужна крепкая мотивация.

Если человек, успешно сдав ЕГЭ, сделает осознанный выбор и подберет себе профессию, которая будет идеально подходить по его способностям, темпераменту и характеру, то, естественно, он быстрее добьется успеха, нежели чем те, кто выберет непонравившуюся специальность. Именно поэтому на нашем факультете с этого года проводятся углубленные занятия для молодых людей и родителей, где мы помогаем школьникам 7-9, 10-11 классов, а также студентам выявлять свои профессиональные склонности. Мы также ездим с занятиями по школам, что состоят в Ассоциации «Северо-Восточный образовательный округ». Все занятия ведут опытные психологи и профконсультанты.

Милана Федотова,
заведующий кафедрой довузовского образования ФДОП СВФУ:

– Социальное самосознание родителей и учащихся старших классов из года в год развивается. При окончании одиннадцатого класса школьники понимают, что если они хотят поступить на ту или иную специальность, то им необходимо досконально подготовиться по требуемым для профессии учебным дисциплинам. Факультет довузовского образования и профориентации может в этом помочь.

Для выпускников прошлых лет у нас предусмотрено подготовительное отделение, где молодые люди готовятся именно по тем направлениям, к которым у них есть способности и мотивация. Кроме образовательных дисциплин слушателям подготовительного отделения также дают основы профессионального самоопределения – дисциплина позволит выпускникам правильно выбрать направление подготовки и успешно подготовиться к сдаче экзаменов. Первый набор в отделение состоялся в октябре 2017 года, сейчас набирается второй поток, который начнет обучение с 15 января 2018 года.

Евдокия Макарова,
родитель:

– Мой ребенок проходил профессиональное тестирование на факультете довузовского образования и профориентации СВФУ. Нам очень понравилось тестирование, которое проводят специалисты организации – в конце проверки выводится ясная картинка, она вырисовывает несколько профессиональных направлений, по которым может пойти ребенок. Задача родителя состоит в том, чтобы правильно подготовить ребенка к выбору предметов по ЕГЭ, а также сопоставить свои финансовые возможности при выборе вуза.

Немаловажна в профессиональном самоопределении и роль школы. Мой ребенок учится в Городской классической гимназии – там проводятся классные часы, куда учителя приглашают людей из разных сфер профессий. Это не обязательно родители, это могут быть люди, что добились успехов на своем профессиональном поприще, те, кто просто любит свою профессию. Такие мероприятия, на мой взгляд, очень помогают ребенку представить, что его ждет в будущем – было бы отлично, если классные часы такого рода будут проводиться во всех школах.

Фото: Мичил Яковлев, Светлана Павлова, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.