/ Татьяна Нохсорова

«Не делайте выбор за меня…». Почему родители решают за взрослеющих детей

Сложный период подготовки к экзаменам, выбора предметов для сдачи единого государственного, в конце концов, профессии, наверное, невозможен без поддержки и советов родителей. Но, как показывают истории из жизни, иногда взрослые перегибают палку – делают выбор за детей, пытаются угадать факультет и профессию, где ребенку будет наиболее комфортнее, выгоднее, перспективнее учиться. Желание «подстелить соломку» понятно, особенно в случае, когда ребенок сам мешкает: ни экономика ему не претит, и медицина по душе, но определенно «горящий взор» не вызывает ни одна профессия?

«Не знаю, чего хочу»

«Они никогда меня не слушают, делают все за меня. В школе договаривались насчет оценок, чтобы мне ставили «пятерки», а мне этого не было нужно. Они всегда хотели, чтобы я училась на «отлично», неважно каким путем, неважно, что я хочу. После сдачи ЕГЭ хотела за год подготовиться и поступить на желаемый факультет, но они заставили поступить на другой», – жалуется блогер под ником «Шла_босиком_не_жалея ног». Ситуация, хоть и не хрестоматийная, но довольно классическая.

Кандидат педагогических наук, доцент Педагогического института СВФУ Светлана Панина считает, что мнение родителей играет большую роль при выборе профессии. Она поделилась итогами исследования профориентационных предпочтений школьников: оказалось, дети выбирают свою будущую профессию, ссылаясь на помощь родителей и родственников (36% опрошенных), на мнения в интернете (32%). Около трети детей – 27% полагаются на опыт друзей и знакомых. «У школьников отсутствует полноценная психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения. У каждого молодого человека должен быть навык выстраивания стратегии своего профессионального развития и самоопределения», – поделилась мнением эксперт.

Похожее исследование о профессиональном самоопределении провели молодые ученые национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в 2014 году. Они опросили 170 московских школьников и студентов, в частности, задали вопросы о том, кто помогал им определиться с выбором профессии. Самостоятельный выбор сделали 49% человек, остальным помогли мать (32%), отец (28%). Немаловажным оказалось и влияние бабушек и дедушек, сестер и братьев (по 4%).

За свободу во всем

На помощь старшеклассникам приходят сайты, посвященные выбору профессии и профессиональной ориентации – можно пройти тесты, подсказывающие способности и склонности будущего выпускника, ознакомиться с итогами исследований и социологических опросов. Так, портал «Мое образование» в 2015 году опубликовал рейтинг профессий, которые будут востребованы в России в 2020 году по версии консультационного агентства PennyLane. В тройку наиболее перспективных вошли специалисты в области инноваций, IT-специалисты и эксперты, изучающие мозг человека. Современному школьнику есть из чего выбирать, но, к сожалению, это обилие возможностей может вконец запутать.

Катерина Спиридонова, мама девятиклассника, считает, что ребенку нужно доверять и дать свободу выбора во всем. «Мы, хоть и не застали советские времена, воспитывались довольно строго. Родители внушали, что хорошая специальность всегда обеспечит хлеб с маслом, так и вышло. Но своим детям ничего навязывать не буду. Если у них будут творческие наклонности, пусть поют и танцуют – рано или поздно они найдут свой жизненный путь, попробуют себя во всем. Так же будет, надеюсь, и с выбором спутников жизни – это будет их осознанный выбор, у меня нет права критиковать», – считает родитель.

c2

Если ребенка, который пока не определился с желаниями и не спешит сделать серьезный выбор, родитель может направить, дав верный совет или отговорив от чего-то, то профессию, для которой необходимо призвание, навязать сложно. В Малой медицинской академии Медицинского института СВФУ обучаются будущие врачи: их готовят по биологии, химии, специальным предметам по усиленной программе. «В академию мы принимаем всех желающих, но основное условие – знание химии на должном уровне, чтобы вся группа выпускников могла работать в командном темпе. В процессе обучения, особенно среди 9-10 классов становится ясно, кто слабее, кто сильнее. Если и бывают случаи, когда ребенок пришел по настоянию родителей, то без собственного искреннего желания ему будет трудно учиться», – комментирует руководитель академии, доцент института Ирина Малогулова.

Профессия методом тыка

По мнению заведующего кафедрой экологии Института естественных наук СВФУ Михаила Черосова, родители не поспевают за изменениями рынка труда. «Для них поступление ребенка в престижный вуз становится чуть ли не смыслом жизни. А найдет ли потом выпускник работу в то время, когда стране нужны совсем другие специальности, их не волнует. Профориентационная работа поставлена настолько из рук вон плохо, что большинство выпускников школ выбирают предметы на сдачу ЕГЭ в последние дни, спонтанно», – считает он.

Выпускница Городской классической гимназии города Якутска, ныне студентка одного из чешских вузов Милана Альбрехт готовилась к поступлению в вуз осознанно, в старших классах углубленно изучала математику, химию и физику, посещала консультации вузовских преподавателей. «Большинство учеников выбирают специальности, которые считают перспективными, но, думаю, один из десяти человек все равно поступает по воле родителей. Наверное, такое бывает, когда человек не может решить, что ему по душе. Значит, он просто еще не нашел «свое», – думает девушка.

«Я знаю, что тебе нужно»

Психолог проекта «Сноб» Катерина Мурашова разобрала десять типичных ошибок родителей в воспитании детей. Позиция «Я лучше знаю, что ему нужно» оказалась в числе лидирующих. Родители считают, что, раз они взрослее и умнее ребенка, лучше представляют, что нужно маленькому человеку. «Логически это непротиворечиво, у ребенка действительно гораздо меньше информации, сил, способностей формировать причинно-следственные связи. Но он – не вы. То, что нужно вам, ребенку может совсем не пригодиться, потому что он другой, у него могут быть совершенно другие потребности. Можно пробовать рассказать ему о своих взглядах, но при этом показывать, что это ваше мнение: «мне кажется», «я так думаю», – пишет психолог.

Одна из таких несуразностей – устроить жизнь ребенка таким образом, чтобы в ней не осталось ни малюсенького просвета на глупости. Родители обычно этим даже гордятся. Спросишь, например, мол, как ваш? На улицу с друзьями ходит? В кино? Или там потрещать с приятелями куда-нибудь? «Нет!» – рапортуют родители радостным дуэтом. «У него вся жизнь расписана по минутам. Времени на глупости, слава Богу, нет!». Современным подросткам, тем, кому сейчас лет по 11-16, скорее всего, учиться пришлось лет с двух: читать раньше, чем ходить; получать бесчисленные энциклопедические знания, учиться музыке и иностранным языкам. Эти дети проводили с педагогами больше времени, чем с родителями и друзьями. Но проблема в том, что этот подросток, обучаясь и набираясь знаний, не имел свободного времени для того, чтобы его душа и психика развивались. Заботясь о том, чтобы оградить ребенка от дурного влияния, родители перестарались и оградили его от самого себя.Вита Малыгина, психотерапевт, Mel.fm

c3

Надо сказать, что родителям тоже приходится нелегко – сегодня посоветуешь одно, завтра окажется, что наставление было неправильным. Взрослые так же затрудняются в принятии решений, которые впоследствии повлияют на судьбу уже другого человека. Мать троих детей Елена Шерман делится, что ее дочери увлечены своими делами: одна мечтает стать гимнасткой, вторая успешно занимается живописью. Но есть «но». «Я объективно вижу, что, несмотря на упорство дочери, есть много факторов, которые говорят: спортивное будущее не для нее. Отсутствует супергибкость, нет хорошей секции. У нее много других способностей и талантов, она в принципе целеустремленная. Но как быть в ситуации, когда ты видишь, что ребенок горит и все силы, эмоции, нервы тратит на то, от чего ему потом, очевидно, придется отказаться?» – задается вопросом родитель. Семья в итоге пришла к выводу, что торопить детей не будет: старшая поедет на сборы по любимой ей гимнастике, младшая получит дополнительное образование у профессиональных художников. «Возможно, время поменяет их планы. Мы стараемся искать другие пути реализации их желаний, но, если честно прислушаться к себе, вижу совсем другой путь развития своих детей», – говорит Елена.

Во многих случаях будущую профессию своему ребенку выбирают родители. Выбор профессии родителями – палка о двух концах.С одной стороны, они таким образом удовлетворяют свои несбывшиеся амбиции, нереализовавшиеся мечты. Конечно, они в этом случае не считаются с мнением ребенка, думают о престижности будущей профессии, вуза, денежной стороне будущей профессии; хорошая профессия ребенка – это повод хвастовства, гордости. И не секрет, что те дети, выбор профессии которых сделали родители, бросают учебу, все это отражается на качестве образования.

С другой стороны, родители хотят своим детям лучшего, они руководствуются прагматичным подходом: найдет ли ребенок работу по специальности, будет ли конкурентноспособным. За их плечами огромный опыт, они знают своего ребенка, его способности, возможности.

Надо дать возможность ребенку сделать свой собственный выбор, учить ребенка с малых лет самостоятельности. Современный мир диктует такие условия, когда одной профессии, специальности недостаточно, чтобы реализоваться. Пусть ребенок сделает выбор по зову сердца, затем на базе первой специальности он может поступить в любую магистратуру, пройти курсы переподготовки.Яков Титов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного филологического факультета СВФУ

Что думают о профориентации нового поколения эксперты разных областей – читайте здесь.

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.