/ Айсен Протодьяконов

Непризнанные герои? Обзор работы поликлиник города Якутска

Медицинские учреждения традиционно ругают за медлительность и неповоротливость в оказании услуг. Закрепилось мнение, что поход в поликлинику всегда является неким испытанием и у каждого найдется история, как он «весь день просидел в очереди к врачу». «Наш университет_online» разбирается, что стоит за традиционными проблемами медицинских учреждений и как с ними борются.

Основные данные

Медико-санитарную помощь в городе оказывают пять медицинских учреждений: поликлиника №1, Якутские городские больницы №2 и №3, Медицинский центр (бывшая поликлиника №5) и Студенческая поликлиника №5. Каждая из них может иметь несколько отделений.

По данным городского Управления здравоохранения среднее количество посещений пациентами медицинских учреждений составляет 7 560 в день или 1 867 307 за 2015 год.

Иначе говоря, при населении в 299 169 человек, за прошлый год каждый житель города в среднем посетил поликлинику примерно шесть раз.

По числу посещений лидирует поликлиника №1 – 612 616 человек обратились за медицинской помощью в прошлом году (2 480 в день), за ней следует Медицинский центр г. Якутска – 566 089 посещений (2 292 в день). Меньше всего посещений в поликлинике №5 – 123 146 в год и 499 в день соответственно, но пациентов у студенческой поликлиники куда меньше – 16 411 человек.

Больше всего прикрепленного населения у Медицинского центра − 90 828 пациентов и Поликлиники №1, к которой прикреплены 83 892 человек.

Полная картина за 2015 год выглядит так:

По объему прикрепленного населения:

  • Медицинский центр города Якутска – 90 828;
  • Поликлиника №1 – 83 892;
  • Якутская городская больница №3 – 66 927;
  • Якутская городская больница №2 – 39 722;
  • Поликлиника №5 – 16 411.

По посещениям в год:

  • Поликлиника №1 – 612 616;
  • Медицинский центр – 566 089;
  • Якутская городская больница №3 – 391 714;
  • Якутская городская больница №2 – 173 742;
  • Поликлиника №5 – 123 146.

Казалось бы, за этими цифрами не стоит ничего существенного, но это не так. Они – условие существования поликлиник, от количества обращений напрямую зависит финансирование и дальнейшие возможности развития учреждения.

2

Рыночные отношения

«Начиная с 90-х годов, мы пережили где-то двенадцать реформ в здравоохранении. Самая глобальная из них произошла в 2012 году, когда изменилось законодательство, – говорит Елена Борисова, главный врач Медицинского центра города Якутска. – Изменилась система финансирования».

Сколько и как качественно больницы обслуживают пациентов, столько они и получают. По словам Елены Борисовой, поликлиники потому и начали бороться за прикрепленное население: чем больше пациентов, тем больше финансирования.

«Несмотря на то, что мы являемся государственными учреждениями, нас мало что отличает от частных организаций − мы все на равных. Раньше финансирование шло по смете и больницы не задумывались о том, как рационально использовать средства. Но сегодня ситуация другая. Пациенты стали выбирать, в какую поликлинику идти, и медицинские учреждения начали конкурировать между собой, ведя настоящую, честную борьбу. Конкуренция начинается с уровня комфорта в учреждении и заканчивается уровнем специалистов. Поменялись даже основные понятия в законе: мы не предоставляем медицинскую помощь, мы предоставляем медицинские услуги. Это более широкое понятие», – говорит она.

О том, что медицина идет в сторону экономических, рыночных отношений, говорит и Вадим Кривошапкин, доктор медицинских наук, профессор-наставник СВФУ. По его словам, за последние три года здравоохранение республики получило 9 миллиардов дополнительного финансирования в рамках программы модернизации, и сумма освоена уже на 98%: приобретено огромное количество медицинского оборудования. Работники сферы расценивают это как некое вливание средств.

«К тому же ввели стандарты. То есть, на определенную болезнь и диагноз есть определенный метод, стандарт лечения, – рассказывает профессор. – Ни одного лишнего исследования не проводится. Раньше больной мог месяцами лежать в больнице, а сейчас так не получится. Зарплата врача состоит из оклада, надбавок и стимулирующей части. Если было проведено хоть одно лишнее исследование или назначено другое лекарство, то тут же снимается третья часть оплаты труда – это где-то 30% от зарплаты».

Вадим Кривошапкин отмечает, что врачи сейчас стараются все делать четко и не делать ничего лишнего. «Думаю, что это хорошее нововведение. Во-первых, пациент за короткое время получает хорошее, адекватное лечение, а во-вторых, это действительно стимулирует врачей быть внимательнее. Появился порядок».

4

Откуда очереди?

По словам работников сферы, большинство проблем с критикуемой в народе медлительностью медицинских учреждений и больших очередей упирается в простую, но сложную для решения причину – нехватку кадров.

«В прошлом году, например, по республике не хватало около 600 врачей, а мы выпускаем в год где-то 200. Надо понимать, что есть еще и естественное движение кадров: кто-то из работающих врачей заболевает, кто-то уходит на пенсию, кто-то заканчивает карьеру, и потому, даже если мы выпустим нужное количество специалистов, то все равно не закроем все вакансии».Пальмира Петрова, директор Медицинского института СВФУ

Того же мнения придерживается и Елена Борисова, директор Медицинского центра. По ее словам, в городе строят новые детские сады, школы, происходит множество миграционных процессов, а в здравоохранении «как работали, условно говоря, четыре тысячи человек, так и продолжают работать».

«Если обратиться к нормативам, то на 10 тысяч жителей должен быть один невролог. У нас в городе 300 тысяч населения, и спасибо, если наберется 15 неврологов. В скорой помощи тоже, например, на 10 тысяч населения должна работать одна бригада, а у нас на 300 тысяч людей всего 23 бригады, и больше их не становится».

Специалист связывает это с заметными изменениями в престиже профессии и долгом финансовом голоде 90-х, вследствие чего у молодого поколения устоялось мнение, что работа в сфере здравоохранения малооплачиваема. Бывает и так, что молодые доктора зачастую не выдерживают нагрузки и уходят в другие профессии.

«Требования к врачам сегодня заметно выросли. Если человек хочет стать специалистом узкого профиля, то после шести лет учебы он должен проучиться еще как минимум года два-три. Для того чтобы стать нейрохирургом, например, ему надо учиться в ординатуре три-пять лет, – говорит директор Медицинского института СВФУ. – В нынешнее время есть еще такое понятие, как аттестация, она обязательна, если врач хочет повысить или подтвердить свою квалификацию. Присвоенная квалификация действительна пять лет. После чего нужно опять проходить аттестацию. Предстоит ввести систему аккредитации. Для этого в течение пяти лет нужно зарабатывать баллы: участвовать в конференциях, иметь научные публикации и тому подобное. Только тогда, когда у врача будет необходимое количество баллов и кредитов, он сможет подтвердить свое право на лечебную деятельность».

По данным Управления здравоохранения города Якутска общее количество работников здравоохранения составляет 4 337 человек. Врачей – 1 071, среднего медицинского персонала – 1 698, а младшего и прочего персонала – 1 568 человек.

3

Новые тенденции

В последние годы в сфере здравоохранения появилось много тенденций и ресурсов, которые пытаются улучшить доступность оказания медицинской помощи. Назовем и электронные очереди в поликлиниках, электронную регистратуру (er14.ru) и возможность записи к врачу посредством горячей линии.

«Например, мы целый год работаем с новой информационной системой, – говорит Елена Николаева, главный врач поликлиники №5. – Проще говоря, каждый врач сейчас имеет автоматизированное рабочее место. Каждый пациент имеет электронную амбулаторную карту, которая по защищенным каналам доступна врачам всех специальностей. Там вся информация об истории болезни, вакцинации и всех проведенных обследованиях. Все эти данные доступны в каждом медицинском учреждении. Мы пока еще пользуемся бумажными картами, но уже понемногу накапливаем соответствующие данные в системе».

Практики у всех учреждений разные. Например, в студенческой поликлинике разделяют потоки больных пациентов и тех, кто проходит диспансеризацию, медосмотры и получают прививки. Консультации и лечебно-диагностические услуги можно получить только в основном здании, а остальные в филиале. «В идеале, конечно, все это должно было быть в одном здании, но так как база у нас нетиповая, мы решили сделать вот так», – говорит Елена Николаева.

Также она признается, что уходят в прошлое времена, когда регистратура была кабинетом с огромным количеством стеллажей и бумажных амбулаторных карт. Сегодня есть определенные стандарты.

Есть другие и способы по сокращению живой очереди. Например, в некоторых поликлиниках есть окно доврачебной помощи, куда обращаются, если пациенту нужна всего лишь справка или рецепт.

По словам руководителей медицинских учреждений, часто поступают жалобы из-за записи к врачу: когда пациент может попасть на прием только через неделю или даже позже. Как объясняют эксперты, это происходит, во-первых, из-за нехватки кадров, а во-вторых, есть определенные нормативы. К врачу узкого профиля можно попасть в рамках 14 дней, на МРТ и УЗИ, например, в течение 30 дней. Все это в рамках программы государственной гарантии.

В случае с записью к узкому специалисту, нарушением доступности медицинской помощи будет посещение на пятнадцатый день обращения.

Согласно данным Управления здравоохранения города Якутска, за 2015 год наибольшее количество жалоб связано с качеством оказания медицинской помощи – 28,8%. В течение 2015 год всего поступило 153 письменных обращения, из них 47 жалоб. Наибольшее количество обращений связано с деятельностью Медицинского центра города Якутска – 23%, Поликлиники №1 – 21,6%, Якутской городской больницы №2 – 13,7%.

Зарисовки будущего

Будущее многие эксперты связывают с введением персонализированного лечения, которое практикуется в других странах. Суть в том, что для каждого пациента лечение будет индивидуальным: каждому будут подбирать определенный метод лечения, выяснять, к каким болезням предрасположен человек, какие лекарства и в каких дозах ему допустимы. Никто из опрошенных не зарекается о точных сроках введения таких тенденций, но в основном специалисты ожидают приход новых методов через 20-30 лет.

Также работники сферы связывают дальнейшее развитие здравоохранения с новыми информационными технологиями. В частности, с возможностью дистанционного консультирования по республике посредством телекоммуникаций. Но, к сожалению, интернет в Якутии пока не позволяет это реализовать.

Стоит признать, что и сегодня в сфере здравоохранения все работает не так, как надо. Терминалы электронной очереди запросто могут быть недоступны, врач может направить в кабинет, который закрыт, но не стоит забывать, что 1 071 врач на 299 169 человек с 1 867 307 посещениями в год – таковы реалии медицины в Якутске.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.