/ Андрей Лупанов

Образование по закону. Что нам несет новый законопроект?

Со словом «реформа» в России связано много тягостных воспоминаний и громких потрясений. Именно поэтому к реформированию чего бы то ни было у нас относятся с изрядной долей настороженности. Не стал исключением и новый законопроект об образовании, вызвавший бурную реакцию в обществе. Этот документ так или иначе затрагивает огромное количество граждан – от воспитанников детских садов и школьников до преподавателей вузов и учебно-вспомогательного персонала.

Несмотря на заверения разработчиков законопроекта во главе с министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым о расширении госгарантий бесплатности образования, юридического закрепления статуса педагогических работников, фиксирования социальной поддержки учащихся и введения других позитивных изменений, по отдельным пунктам у законодателей и специалистов осталось много вопросов. Так что же конкретно несет нам новый закон, который, возможно, вступит в силу уже с января следующего года?

Детсад в законе

Одним из главных нововведений стало включение в образовательную линейку дошкольных учреждений – детских садов. Посещение садиков станет обязательной образовательной ступенью. Однако как оно будет реализовываться, пока неясно, мест в дошкольных учреждениях, особенно в крупных городах, катастрофически не хватает. По данным Независимого института социополитики, за последние годы очередь в детские сады увеличилась в семь раз.

Еще одним неприятным сюрпризом для родителей малышей станет статья №66 законопроекта, касающаяся родительской платы за присмотр и уход за детьми. Ее размер устанавливают учредители дошкольных образовательных учреждений. При этом сами дошкольные образовательные программы — бесплатные.

«Сейчас деньги с родителей требуют не только в частых, но и во многих муниципальных детсадах, называя их добровольными взносами, — говорит молодая мама Марианна Яковлева. — С введением родительской платы за присмотр и уход эти взносы будут всего-навсего узаконены. Моему сыну досталось место в садике, благодаря социальной путевке, а обычные муниципальные очереди двигаются очень медленно, да и мест часто не хватает».

Школа: принять, нельзя отказать

В отличие от детсадов и ссузов, школам не грозят такие глобальные изменения. И все-таки они имеются.
Так, в статье №48 законопроекта впервые юридически прописан статус педагогических работников, их академические права и свободы теперь гарантированы государством. Это нововведение выгодно отличает новый закон от старого, устаревшего за минувшее двадцатилетие, который был принят еще в 1992 году. Оставшаяся в наследие от советских времен школьная система подверглась значительным трансформациям, в частности, был введен Единый государственный экзамен. Теперь ЕГЭ окончательно закреплен как основная форма объективной оценки усвоения школьниками общеобразовательной программы.

Если раньше детей могли не принимать в школу из-за того, что родители ребенка обратились к ним «не по району», то теперь школы имеют право отказывать только в одном случае — при отсутствии свободных мест. В таком случае родители должны обратиться в муниципальный орган управления образованием для устройства ребенка в другую школу.

«Все эти новые стандарты обсуждались на Всероссийском съезде учителей в Москве этим летом. На тот момент текст законопроекта был уже утвержден на высшем уровне и, в принципе, вопросов к нему не возникало», — говорит учитель русского языка и литературы Физико-технического лицея Айна Стручкова.

Однако некоторые неприятные и бьющие по карману учителей потери законопроект понес осенью, перед самым принятием в первом чтении. Под давлением Министерства финансов РФ из него был исключен пункт о привязке зарплаты педагогов к среднеэкономическим показателям по региону.

«У учителей традиционно невысокая зарплата, и вряд ли новый закон что-то изменит в этом плане. Я сам педагог по образованию, учитель физической культуры, — рассказывает предприниматель Нюргун Данилов. — Но после окончания педколледжа проработал по специальности меньше года, затем меня призвали в армию. После демобилизации не стал возвращаться в школу, а решил открыть свое дело, так как женился, а содержать семью на зарплату физрука невозможно».

ССУЗы: теперь два в одном

Значительным структурным реформациям подвергнутся учреждения начального и среднего профобразования. Согласно новому закону, с января 2013 года они будут объединены. Таким образом, ССУЗы станут готовить как квалифицированных рабочих, так и специалистов-техников среднего звена.

«Этот процесс — палка о двух концах, — считает преподаватель Якутского индустриально-педагогического колледжа Вячеслав Страхов. — С точки зрения управления так, конечно, проще. Но если учреждения НПО начнут ставить на баланс колледжей, то, каким образом будет происходить этот процесс пока непонятно. Возможно, что такое слияние выльется в сокращение финансирования образовательных учреждений СПО и приведет к снижению их статуса».

По рейтингу Организации экономического сотрудничества и развития, Россия занимает одно из первых мест в мире по числу людей с высшим образованием — его имеет 54% взрослого населения страны. Но вместе с тем по уровню расходов на образование РФ находится на 113-м месте (из 181-й страны) в мире.

Более оптимистично настроен директор Колледжа технологий СВФУ Алексей Бессмертный: «В любом случае переход на федеральный образовательный стандарт третьего поколения неизбежен, и начальное профобразование должно реализовываться на базе ССУЗов. Это вполне закономерный итог таких реформ».

Вузы: студентов больше, льготников меньше

После обсуждения в Государственной Думе, часть депутатов к явным минусам законопроекта отнесла сокращение числа категорий граждан, имеющих льготы при поступлении в вузы. Согласно тексту законопроекта, все существующие категории льготников будут сведены в четыре основных группы.

Без вступительных испытаний будут зачисляться победители и призеры всероссийских и некоторых международных школьных олимпиад. Также по специальной квоте в 10% будут зачисляться абитуриенты, имеющие инвалидность I и II группы. Для других категорий льготников будут созданы бесплатные подготовительные отделения вузов, после окончания которых они получат преимущественное право при зачислении в следующем году.

«Сокращение количества льготников в последние годы уже стало хоть и неприятной, но привычной тенденцией, — говорит преподаватель с 30-летним стажем Валентина Белоусова. — Думаю, что стоило бы сохранить льготы на поступление для детей-сирот, им и так сложно обустроиться во взрослой жизни».

Закончились безоблачные деньки и для студентов-целевиков. По новому закону, они теперь будут обязаны отработать положенный срок в заключивших с ними договор предприятиях. В противном случае их будут «бить рублем», т.е. штрафовать.

Вместе с тем законопроект включает в себя и положительные стороны. Теперь количество бюджетных мест будет предоставляться из расчета не менее, чем 800 студентов на каждые 10 000 человек в возрасте от 17 до 30 лет. По старому закону этот показатель составлял всего 170 студентов на 10 000 человек. Однако общее количество студентов будет сокращаться, это связано в первую очередь с демографическим кризисом и сокращением числа выпускников школ вплоть до 2020 года.

Закон оградит студентов и от излишней политизации. Согласно пункту 5 статьи 35 законопроекта, принудительное привлечение обучающихся к деятельности партий и общественных организаций, а также их участие в политических акциях и агиткампаниях не допускается. Теперь гонять студентов и школьников в качестве массовки на митинги станет проблематичнее, ибо это будет прямым нарушением федерального законодательства со всеми вытекающими последствиями.

Что имеем в «сухом» остатке?

Новый законопроект призван упорядочить российскую образовательную систему, сохранить лучшие традиции старой школы, но при этом идти в ногу со временем. Однако, по мнению ряда экспертов, закон об образовании еще «сырой», об этом наглядно свидетельствует более 20 000 внесенных поправок, предложений и дополнений к нему.

Недавно Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я) внесло в Минобрнауки РФ собранные в республике поправки к законопроекту. В их число вошли такие предложения, как разработка региональных образовательных стандартов на языках субъектов РФ, использование адаптивных компьютерных технологий и инклюзивного образования для людей с особыми образовательными потребностями, привязка расходов на питание школьников к прожиточному минимуму региона. Будут ли учтены эти предложения в окончательной редакции закона — покажет время.

Численность студентов вузов к 2015 году составит 4,2 миллиона человек, снизившись почти на 40% по отношению к количеству студентов в 2009 году. Виной тому демографический кризис.

Инфографика

Динамика сокращения численности выпускников школ в России:
2002 год — 1,47 млн выпускников
2006 год — 1,3 млн выпускников
2009 год — 900 тыс. выпускников
2010 год — 840 тыс. выпускников
2012 год — 880 тыс. выпускников
2015 год (прогноз) — 700 тыс. выпускников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.