/ Варвара Жиркова

Одинокие хранители времени

Гулко раздаются шаги в пустых залах музея… Недвижные экспонаты, кажется, еще более застыли в ожидании посетителей… А они так же редки, как и предметы старины, представляющие историческую ценность. И в основном это люди зрелого возраста или школьники. Молодежь в лучшем случае предпочтет «поход» в виртуальные музеи. Какое будущее ожидает хранилища истории? Почему пустуют музейные залы? […]

Гулко раздаются шаги в пустых залах музея… Недвижные экспонаты, кажется, еще более застыли в ожидании посетителей… А они так же редки, как и предметы старины, представляющие историческую ценность. И в основном это люди зрелого возраста или школьники. Молодежь в лучшем случае предпочтет «поход» в виртуальные музеи. Какое будущее ожидает хранилища истории?

Почему пустуют музейные залы?

Такой вопрос волнует не только работников самих музеев, но и экспертов. Директор Центра прикладных экономических исследований Высшей школы экономики Татьяна Абанкина в своей статье «Социальный маркетинг в «цивилизации досуга» выявила причины, по которым люди разных социальных групп не посещают музеи. «Люди с высоким достатком слишком заняты и думают, что посещение музея займет слишком много времени, а небогатые считают, что музей – это дорого. Семьи с детьми уверены, что в музее очень строгие правила поведения и их детям все время будут делать замечания. Инвалиды не хотят лишнего внимания, к тому же они прекрасно знают, что большинство музеев не готово к обслуживанию людей с ограниченными возможностями. Молодые люди стесняются своей необразованности, да и зачастую в музее им просто скучно. И все они вместе считают себя неготовыми к восприятию «элитарного», серьезного искусства», – считает Татьяна Абанкина.
В прошлом году накануне Международного дня музея Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос: как часто россияне посещают музеи и выставки? Как выяснилось, музеи и выставки с той или иной периодичностью посещают 38% россиян: 2% − не реже раза в месяц, 21% − не реже раза в год, 15% − раз в несколько лет. Музеи и выставки женщины посещают чаще мужчин. Среди возрастных групп наиболее активные посетители − 25-34 летние (30% из них бывают в музеях ежегодно и чаще). Также интересен тот факт, что чем выше уровень образования респондентов, тем чаще они бывают в музеях и на выставках. Так, среди россиян с начальным уровнем образования их посещают не реже раза в год только 12%, в то время как среди респондентов с дипломом вуза таких уже 35%. При этом опрошенные с низким уровнем образования в 57% случаев сказали, что никогда не были в музее или на выставке. 51% россиян ответил, что хотели бы бывать в музеях и на выставках чаще. В основном это те, кто посещает их регулярно: несколько раз в год и чаще (71%). Те же, кто и так не бывает в музеях и на выставках, в основном признаются, что такого желания у них нет (55%).
По информации заведующей Управлением по делам музеев РС(Я) Людмилы Подпругиной, всего в республике более 100 государственных, муниципальных и подведомственных музеев. Она отмечает, что в местных музеях выставлено многое из того, что может заинтересовать молодежь. В большинстве случаев сотрудники музея консервативны и имеют другое видение экспозиций.

Идти в ногу со временем

«Люди старшего поколения привыкли к классическим формам, а работающая молодежь, студенты – люди нового формата. Их привлекает интерактивность. Это требование времени», – говорит заведующий отделом археологии Музея археологии, этнографии и высшей школы СВФУ Дмитрий Пестерев.
Главный режиссер Нюрбинского государственного передвижного драматического театра Алексей Амбросьев считает, что музеи должны идти в ногу с цифровым временем. «Молодежи скучно ходить в музей. Все, что ей нужно, она найдет в интернете.
Музеи сейчас должны развиваться в технократическом плане: интерактивные стенды, движущиеся аниматронические экспонаты, светозвуковое сопровождение. Если все это грамотно соединить, то в музеи снова будут ходить с удовольствием. Каждый день в музее должен быть исторический праздник для посетителей, а не только раз в год, как в «Ночь в музее»», – говорит он.
Во многом с мнением Алексея Амбросьева перекликается мнение председателя Совета по творческому развитию студентов СВФУ Максима Сорочинского: «Музеи – это неотъемлемая часть каждого города, каждой страны, и каждый музей по-своему уникален. В Якутске я был практически во всех музеях, и во всех городах и странах, в которых побывал, я старался уделять время походам в музеи.
На мой взгляд, самые лучшие музеи – это те, в которых ты сам являешься участником действий, можешь потрогать, почувствовать эмоции, связанные с какими-то событиями. Например, в Барселоне мне понравился музей «КосмоКайш». Это сочетание классических экспозиций с самыми современными технологиями, там можно наглядно увидеть практически любое физическое явление, прогуляться по террариуму и многое другое. В музее любую информацию нужно преподнести так, чтобы посетитель проникся ощущением присутствия в том времени, в том событии».
По сравнению с другими музеями Якутска Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) является самым прогрессивным музеем. У музея постоянно обновляется сайт, работают детский музейный театр-студия «Этюд», проект «Красная комната», изостудии для детей «Акварелька», «Азбука искусства» и другое. Видно, что театр тесно работает с детьми, приобщает их с малых лет к прекрасному. У музея шесть филиалов в Якутске, Таттинском, Сунтарском, Намском и Булунском улусах, также девять виртуальных филиалов в семи улусах и в Якутске.
Сравнительный анализ посещаемости НХМ РС(Я)показал, что интерес людей к музею возрос: в 2012 году состоялось 556 экскурсий по постоянной экспозиции музея и временным выставкам, в 2013 году – 566. Если в 2012 году общее количество посетителей музея составило 82 293 человек, то в 2013 году – 83 178. 16 497 человек побывали в музее виртуально в 2012 году, 34 313 − в 2013 году. Получается, что виртуальные системы – один из способов эффективного приобщения людей к искусству.
«Народ всегда мало ходил в музеи. Но бывает, что происходит большой наплыв посетителей по выходным: студенты, школьники и гости республики. Это естественный процесс. Считаю, что онлайн-трансляции, экскурсии никогда не заменят музей. Нужно просто выйти из дома, пойти в музей и самому почувствовать ауру старины. Запах онлайн почувствовать невозможно», – уверен заведующий отделом этнографии Музея археологии, этнографии и высшей школы СВФУ Аркадий Шараборин.

Все дело в деньгах

Известно, что реклама – двигатель прогресса. Плохая реклама – одна из основных причин, почему молодежь не ходит в музей. «Мы занимаемся не только наукой, но и проводим различные мероприятия: мастер-классы, благотворительные ярмарки и многое другое. Как показала практика, после таких мероприятий люди приходят в будние дни на экскурсии. Нам не хватает качественной рекламы для привлечения посетителей. Конечно, есть бесплатные ресурсы: различные социальные сети, сайт и газета университета, но для большей масштабности нужно давать рекламу в другие СМИ. Но там даже маленькая заметка стоит больших денег. Современные технологии всегда нужно иметь в арсенале и использовать, чтобы заинтересовать молодежь. Думаю, что онлайн-трансляции экскурсий музея нужно использовать как рекламу. Без нее сейчас никуда», – подчеркивает директор Музея археологии, этнографии и высшей школы СВФУ Лилия Алексеева.

Пустующий музей – проблема, которая существует везде. Туда ходят лишь те, кто в действительности интересуется историей или искусством, остальных нужно завлекать, но для этого нужно думать и знать, как это сделать.

Это все зависит от новых исследований, экспедиций, реэкспозиций. Обычно постоянные экспозиции в музеях стоят 7-8 лет, у нас − 12 лет. К сожалению, для того, чтобы периодически обновлять экспозицию, нужны огромные затраты», – поделился главный хранитель Музея археологии, этнографии и высшей школы СВФУ Эдуард Жирков.
«Наш музей ведомственный. Штат не очень большой, но каждый из сотрудников – специалист широкого профиля. Все делается на собственном энтузиазме и за счет наших внебюджетных средств», – говорит Лилия Алексеева.
В этом плане повезло государственным музеям. НХМ РС(Я) поддерживает не только государство, но и попечительский совет, спонсоры и благотворители. Благодаря им музею удалось осуществить ряд масштабных проектов. «Среди них можем назвать приобретение оборудования для оснащения информационно-образовательной зоны музея, музейного, экспозиционно-выставочного оборудования; организация выставки из фондов Государственной Третьяковской галереи; также ряд фирм и организаций оказывали безвозмездную помощь музею при подготовке открытия нового здания», – сообщают в музее.

Что ждет музей в будущем?

Современная молодежь ходит в музеи не только за новыми знаниями, в большей степени они хотят хорошо провести время, отдохнуть. Получается, что каждый музей должен предложить интересный досуг для любой аудитории, не только для молодежи, периодически обновлять экспозицию, приобретать новые экспонаты. Как говорится, народ требует хлеба и зрелищ. Вся эта работа проделывается, но многим музеям нужна поддержка – материальная и информационная.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.