/ Вилена Иудинова

От Китая до стартапов: как живет якутский бизнес

«Хотите денег, идите в бизнес!» – предложил на одном из форумов премьер-министр Дмитрий Медведев. Действительно, самое лучшее вложение денег – в свой труд.

Егор Поскачин открыл кафе «Ичираку» в конце июня 2017 года. Первый день, по словам начинающего бизнесмена, прошел «так себе»: из посетителей были только знакомые и друзья. Выручка смешная. Но парень не отчаивается, ведь несмотря на это, чувство от того, что наконец-то есть что-то свое – непередаваемо.

Председатель Первичной профсоюзной организации студентов, народный депутат Ил Тумэн Александр Сусоев уверен, что молодежи надо идти в бизнес и быть предпринимателями. «Только в таком случае мы можем максимально трудоустроить ребят и заниматься производством. Нельзя все время жить на шее государства. Предпринимателей должно быть очень много, процентов 40-50 от всего населения, как в других развитых и развивающихся странах. Только в таком случае у нас будет конкуренция и нормальные условия проживания», – делится мнением депутат.

Согласна с ним и доцент кафедры международных экономических отношений Финансово-экономического института СВФУ Наталья Петрова. «Если бизнес удачный, эффективный, правильно организован, если он ориентирован на нужды потребителя, то он будет полезен, и, в конечном счете, найдет свою нишу», – уверена кандидат экономических наук.

В бизнес через Китай

Первые бизнесмены в Якутске появились еще до развала СССР. За глаза их называли спекулянтами. Они ввозили в город различные иностранные товары: виниловые пластинки и прочие запрещенные аксессуары. Продавали дома и чаще своим, чтобы не попасть в руки милиционеров. После развала Союза появились челночники. Сейчас называют коммерсантами. Чаще всего этим занимались женщины. Они ввозили дешевый товар из бывших советских республик и из Китая.

Лена Герасимова еще со времен студенчества проявляла коммерческую жилку. Не желая просить денег у родителей, она стала заниматься продажей. «Ну как продажей, – смеется женщина. – Я покупала за копейки в универмаге плавки, носки и ехала на автобусе в Марху. Завышала цену вдвое. И стоило поставить объявление в общежитии, как набегала толпа желающих. Пока к вечеру успела наговориться с подругами, товар заканчивался, и наступало время возвращаться».

После окончания училища Лена по примеру других челночников уехала в Китай. Сейчас женщина удивляется своей смелости и желанию

Тогда, по ее словам, работали только три туристические фирмы. «Покупаешь билет и путь держишь на микроавтобусе во Владивосток, оттуда тебя встречает другое такси, и переходишь границу», – вспоминает Лена Герасимова.

Самое сложное – перетащить обратно два баула, которые по размеру были в два раза больше наших якутских женщин. Их приходилось тащить с поезда на другой конец автостоянки. Только когда оставались позади три железнодорожных перехода, казалось, путь пройден. Теперь те самые перебежки дают о себе знать: побаливает спина, колени.

Лена сама стоит за прилавком. «Лучше тебя нет работника», – считает женщина. Ее товары выставлены в Доме торговли. Стоимость аренды здесь пятьдесят тысяч. Кризис на продаже товара Лены сильно сказался. «Выручка упала в пять раз, – подсчитывает предприниматель. – Раньше молодые люди только тыкали пальцем и одевались с головы до ног. Сейчас же обойдут все ряды, прежде чем что-то купить».

Опыт дает о себе знать. Уже при входе клиента Лена определяет: покупать пришел или просто посмотреть. На плаву торговлю держит ее умение расположить клиента. Тут важны мелочи. Если покупатели пожилые – надо предложить стульчик, если пара – сделать комплимент. И тогда покупатель, допустим, пришел за брюками, а уходит в придачу с рубашкой, футболкой, носками и плавками.

«Дешево, дешево!»

Те самые слова с рынка «Столичного» в расцвете сил сейчас применимы и к многочисленным магазинчикам с корейскими товарами. Сначала это были киоски и Instagram-магазины, а сейчас некоторые переросли в целые сети. Возьмем популярный Sunduk_ykt. В инстаграме у «магазина приятных мелочек», как они сами себя называют, больше 41 тысячи подписчиков. Не так давно в центре города открылся уже третий по счету «Сундук».

В магазинах с корейскими товарами за пятьсот рублей можно купить милую ненужную вещицу или маленькую сумочку, в которую, кроме телефона, ничего не положишь. Есть безделушки и за сто-двести рублей. Пара тройка таких покупок и тысяча у продавца в кармане.

Владелица магазина корейских товаров Awesome Мария Скрябина с таким мнением не согласна. «Рынок перенасыщен китайскими товарами, люди уже хотят чего-то нового, более качественного и интересного, поэтому сейчас начинают останавливать свой выбор на товарах корейского производства», – уверена предприниматель. Чтобы не ошибиться с товаром, девушка периодически ездит в Корею. Для нее ее работа, объясняет Мария, – это не просто схема «привезла – продала – получила выгоду», а постоянная работа с клиентами и над собой.

Перехожу онлайн

Но основной торговой площадкой для многих якутян стал интернет. Аня, студентка магистратуры, обучаясь в Москве, тоже занимается маленьким бизнесом: у нее свой интернет-магазин в социальной сети Instagram – @levago_ykt. Сидя в Якутске, горожанки заказывают одежду любимого бренда. Аня прибавляет к реальной цене дополнительные 15%. Зато в нее включена беготня по столице и доставка в Якутск прямо до квартиры. Ожидание занимает всего неделю.

Другой популярный вариант – стать организатором совместных покупок

Так называется закупка вещей несколькими людьми по цене существенно ниже рыночной. Товар может быть куплен в России или за рубежом, через официальный сайт производителя или ритейлера, а также путем организации закупки через каталоги и артикулы, минуя интернет-порталы. «Организаторами совместных покупок могут быть абсолютно все: научные работники, менеджеры, учителя, мамочки в декрете», – добавляет создатель и главный организатор совместных покупок на Sale.Ykt Татьяна Артемьева. Сайт функционирует с 2011 года.

Франшиза или стартап?

В основе стартапа, объясняет заведующий кафедрой инновационного менеджмента при Главе РС (Я) Виталий Алексеев, лежит бизнес-идея или бизнес-проект, который предприниматель реализует самостоятельно, без заключения договоров или соглашений с внешними партнерами (франшизы) о создании дополнительной точки продаж в регионе или в городе в рамках единой сети.

Не стоит путать стартап с любым начинающим бизнесом. Модное слово «стартап» означает временную организацию, созданную для поиска эффективно работающей масштабированной бизнес-модели. Руководитель бизнес-инкубатора Санкт-Петербургского университета ИТМО и приглашенный педагог в Высшую школу инновационного менеджмента при Главе Республики Саха (Якутия) Елена Гаврилова, говоря о стартапах, приводит в пример популярную социальную сеть Facebook. «В начале его работы насчитывалось пять ребят, которые и были первыми пользователями, но сейчас на каждые сто сотрудников – миллион пользователей», – комментирует Елена Гаврилова.

Большая проблема российского бизнеса, добавляет руководитель бизнес-инкубатора, – низкий уровень сервиса. Особенно это относится к малым предприятиям. «Начиная с элементарной грубости, халатности и заканчивая тем, что до сих пор салоны ведут запись к мастерам на простой бумаге. А ведь можно привлечь в помощь IT-технологии», – удивляется она.

И франшиза, и стартап имеют свои преимущества. В случае с франшизой основы креативной части проекта и маркетинговой деятельности уже разработаны, поэтому остается действовать только по тем правилам, которые предлагает региональному предпринимателю основной партнер. Для кого-то это легче: работать по готовым и утвержденным схемам.

У стартаперов, которые претворяют в жизнь свои идеи, есть все возможности по маркетинговому и рекламному продвижению своего продукта, его упаковке, по работе с потенциальными клиентами и партнерами. В этом случае успешность начинающего предпринимателя зависит от его способности конкурировать на рынке, продвигать свой товар или свою услугу.

«В моем кругу друзья и знакомые одинаково успешно ведут свой бизнес как самостоятельно, так и в рамках франшизы», – делится мнением Виталий Алексеев. По поводу сложностей в современной экономике кандидат экономических наук отмечает, что больше всего пострадал рынок жилищного стротельства. Кстати, сегодня в Якутии есть своя франшиза – ее предлагает «Эпл Даймонд». Компания начала предлагать такой вид сотрудничества с 2013 года. Сейчас на ее счету – 37 салонов.

Одна из владельцев магазина японской кухни «Суши Шоп» Елена Максимова вспоминает, что сама идея покупки франшизы была очень спонтанной: это было доступно, Елену и ее мужа привлекло то, что получить профессиональную помощь достаточно просто. На открытие прилетели управляющие и региональные менеджеры, которые помогали во всем. Известность бренда позволила снизить затраты на рекламу. Из сложностей предприниматель отмечает необходимость всегда держать заданную франшизой высокую планку. «Сложно найти поваров, которые справятся с огромным потоком заказов. Также, как и администраторов, ведь они лицо магазина, до многих долго доходит, что вежливость и улыбка – это залог успеха», – сетует Елена.

Среди удачных примеров стартапов нельзя пройти мимо компании «Ягоды Якутии». С начало прошлого года предприятие под брендом KYN производит воду, брусничные сиропы и морсы. «KYN наше население приняло с первых дней продаж, поэтому проблем войти на рынок не было. KYN имеет большое значение для нашего народа, потому переводится как солнце, которое мы ждем круглый год. Народ у нас очень патриотичный», – рассказывает директор по производству компании Артур Аржаков.

Этим летом в соцсетях появились возмущения потребителей по качеству воды и морса KYN. Ответственные инстанции по заявлению провели внеплановые проверки предприятия, однако нареканий к компании по этим вопросам не было. Примерно в это же время в сети появилась реклама бренда с участием популярной певицы Ули Сергучевой-Кунней, однако Артур Аржаков объясняет: «Реклама никак не связана с этими случаями, и они никак не повлияли на продажи и доверие к нашей продукции. Никаких специальных мероприятий для восстановления доверия потребителей мы не делали, просто продолжаем хорошо делать свою работу».

Недавно в государственную думу внесен законопроект, который позволит лицам, достигшим 14 лет, зарегистрировать свое дело с разрешения родителей или официальных опекунов. Власть считает, что такие нововведения помогут школьникам в выборе будущей профессии и привьют определенные навыки и качества.

Фото: Мичил Яковлев, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.