/ Туяра Павлова

Отдыхать нельзя учиться: где поставить запятую?

Нашумевшую в СМИ петицию об отмене субботних занятий в школах Крайнего Севера поддержали больше 77 тысяч человек. Автор документа – жительница города Мурманска, однако среди якутян ее обращение встречено с большим энтузиазмом. «НУ_онлайн» пообщался с представителями администраций школ республики о том, что они думают об инициативе.

Интересно, что по запросу «петиция об отмене занятий по субботам» можно найти и другое письмо, которое написала жительница Магнитогорска. Однако этот документ поддержали всего чуть более трех тысяч человек – при том, что опубликовано на том же change.org оно было шесть месяцев назад. За исключением поправок на климатические условия, автор первой петиции требует, по сути, того же самого: дети должны больше времени проводить с родителями, а не находиться в постоянном напряжении из-за большой нагрузки в школе.

С авторами петиций и тысячами их поддержавших заместитель директора по научно-методической работе Верхневилюйской СОШ №1 имени И. Н. Барахова Асемгуль Молорова. «При современном ритме жизни и увеличении учебной нагрузки суббота необходима для общения детей с родителями. Для повсеместного введения такой системы необходимо изучить опыт работы в тех школах, где уже давно практикуется пятидневное обучение. Выявить минусы, проработать их, пересмотреть, подогнать образовательные программы так, чтобы не было у детей перегрузки», – уверена Асемгуль Молорова. Кроме того, добавляет она, пятидневное обучение имеет смысл ввести не только в районах Крайнего Севера, но и в Центральной Якутии.

При этом, подчеркивает представитель Верхневилюйской школы, старшим классам суббота все же понадобится для подготовки к государственной итоговой аттестации

«По сегодняшним нормативным документам любая школа своим решением может перейти на пятидневную неделю. Законодательных препонов для этого нет», – в первую очередь отмечает директор Городской классической гимназии города Якутска Ольга Ипатьева. Сама гимназия работает по пятидневной неделе для младших школьников, ученики средних и старших классов же учатся шесть дней в неделю.

Сегодня, делится мнением Ольга Ипатьева, ситуация такова, что дети проводят больше времени с учителями, чем со своими родителями. С этой точки зрения инициатива о переходе всех школ на пятидневное обучение очень полезна. «Еще один плюс – учителя, которые из-за работы в две смены шесть дней в неделю, тоже не могут уделять достаточно времени своим семьями, будут также иметь больше свободного времени», – напоминает о важности в образовательном процессе не только школьника, но и учителя Ольга Ипатьева.

Всех под одну гребенку?


Директор Намской улусной гимназии имени Н.С. Охлопкова Александр Новгородов при обсуждении нашумевшей петиции сразу поднимает вопрос о том, как может повлиять на учебный план отказ от обучения по субботам: «Главное для нас – обучить и дать тот объем знаний, который мы обещаем дать. Еще до этой инициативы мы и сами хотели перейти на пятидневное обучение, но столкнулись с проблемой того, что положенные по учебному плану часы некуда девать, и не стали ничего трогать». При этом руководитель образовательного учреждения отмечает: идея инициативы, безусловно, хорошая, но она грозит увеличением срока обучения в год – чтобы школьники успели выполнить план понадобится еще месяц, то есть учебный год в таком случае будет заканчиваться в июне.

Его коллега Ольга Ипатьева также предупреждает, что переход на пятидневную систему обучения грозит тем, что будет практически невозможно реализовать программы углубленного изучения предметов. «Школа будет давать лишь определенную базовую часть, предусмотренную законодательством страны. А на углубление или какой-то профиль часов уже не останется», – уверена директор Городской классической гимназии города Якутска.

Сейчас в столице республики все школы с углубленным изучением предметов работают по учебным планам, рассчитанным на шестидневную неделю

Возникающую из-за отмены одного учебного дня в неделю проблему с выполнением учебного плана, по мнению заместителя директора по научно-методической работе Верхневилюйской СОШ №1 имени И. Н. Барахова Асемгуль Молорова, может решить новое поколение учителей. Специалисты нового формата должны будут, используя интерактивные, информационные и другие образовательные технологии, оптимизировать учебный процесс, за счет этого было бы возможно уменьшение количества часов в учебном плане. Для подготовки таких учителей и переподготовки их уже работающих коллег понадобится время.

Какие проблемы есть у современной школы?


Заместитель директора по научно-методической работе Верхневилюйской СОШ №1 имени И. Барахова Асемгуль Молорова считает, что одна из проблем системы образования – направленность на успешную сдачу экзаменов, а не на применение знаний в жизни. «Во всех регионах страны сейчас начали выводить рейтинг школ по итогам учебного года. При этом приоритетным критерием являются результаты ОГЭ, ЕГЭ обучающихся. Конечно, никакая уважающая себя школа не захочет быть в конце рейтинга. Я не предлагаю вернуться к традиционным экзаменам и я за проведение таких мониторингов. Но я против того, чтобы результаты ГИА и ЕГЭ были решающими в определении рейтинга школ», – объясняет свою точку зрения Асемгуль Молорова.

Директор Намской улусной гимназии имени Н.С. Охлопкова Александр Новгородов отмечает, что проблем в современной школе достаточно, причем не только в старшей. С точки зрения руководителя школы он выделяет также проблемность перехода на «эффективный контракт», на который СОШ перешла с сентября 2017 года: «Не хочу сказать, что все так плохо, однако пока все до конца неясно, есть подводные камни».

Беспокойство Александра Новгородова также вызывает и тот факт, что вузы обсуждают возможность введения своих устных экзаменов, как это было раньше. «За 18 лет этот ЕГЭ показал себя как чистое заучивание и заполнение вариантов на удачу. Хотелось бы, чтобы дети умели изъясняться. А если вузы начнут проводить устные экзамены, зачем, получается, все это было?», – задается вопросом руководитель СОШ.

Фото: Мичил Яковлев, Светлана Павлова, редакция корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.