/ Туяра Павлова

Перемены в аспирантуре

В апреле министр образования Ольга Васильева высказалась о необходимом сокращении бюджетных мест в аспирантуре. Дальше – больше: буквально пару дней назад Минобрнауки РФ выдвинуло предложение о присвоении научных степеней по количеству опубликованных научных работ соискателя. О будущем российской аспирантуры – в материале «НУ_онлайн».

Уже ставшую знаменитой фразу министра о том, что на потоке должно быть не «25 аспирантов, а 2-3» растиражировали уже все СМИ страны. По мнению Ольги Васильевой, это позволит вернуться к тому, что защита диссертации, как прежде, станет «событием всей жизни». Однако зайдет ли это дальше разговоров, пока неизвестно.

Было – стало


Ранее самым значимым изменением российской системы образования, пожалуй, было подписание Россией Болонской декларации в 2003 году. Если говорить кратко – это событие, после которого привычных специалистов стали смещать бакалавры и магистры. В СВФУ переход на федеральные образовательные стандарты, соответствующие соглашениям Болонского соглашения, произошел в 2011 году. Тогда же появилась и балльно-рейтинговая система, которая была немного видоизменена в июне прошлого года: были отменены бонусные баллы, которые позволяли получить оценку «отлично» автоматом.

Сейчас слово «бакалавр» перестало ассоциироваться с неоконченным высшим, и все больше выпускников сознательно игнорируют магистратуру. Привычный специалитет, впрочем, до сих пор остается – он признается таким же вторым уровнем высшего образования, как и магистратура.

Аспирантура, согласно принятому в 2012 году закону «Об образовании в Российской федерации, является третьим уровнем высшего образования. Цель аспирантуры – подготовка кадров высшей квалификации. Однако прежде, чем подойти к финальному этапу – непосредственной самой защите – аспиранту необходимо сдать экзамены (кандидатский минимум).

В предстоящем учебном году в университете представлено 51 бюджетное место для аспирантов – на девять мест меньше, чем сейчас

«Днем рождения» российской аспирантуры считается 21 января 1925 года – именно тогда еще советской властью было принято Положение о научных работниках высших учебных заведений. Ученые степени и звания были определены почти на десять лет позже, в 1934 году.

Разговоры о кризисе в аспирантуре появились далеко не вчера. В 2013 году российскую высшую школу всколыхнула реформа ВАК. Тогда, напомним, был утвержден новый состав комиссии – из нее исключили членов, замешанных в нашумевших скандалах с купленными диссертациями. Вслед за этим последовала ликвидация 294 диссертационных советов по стране. Коснулось это и СВФУ – теперь наши аспиранты вынуждены защищаться в других городах.

Нововведение, как и следовало ожидать, не очень всем понравилось. Директор научно-исследовательского института математики СВФУ Иван Егоров тогда высказался против изменений, подчеркнув, что они привели к возникновению массы сложностей для молодых ученых. Среди проблем современной аспирантуры он также отметил то, что у молодежи из-за сокращения штата научных сотрудников в учреждениях складывается неверное впечатление о том, что перспектив в обучении в аспирантуре нет. «Думаю, это основной момент, почему не все аспиранты хотят преподавать», – отметил он. Поддерживает его и начальник отдела планирования учебного процесса департамента по обеспечению качества образованию СВФУ Инна Богушевич: «Отсутствие профильных диссертационных советов в городе Якутске влияет на процент защит диссертаций в срок», – отмечает она.

Хочется добавить по поводу мнения Ивана Егорова о падении престижности аспирантуры в глазах молодежи – встречаются случаи, когда учащиеся программ бакалавриата и магистратуры целенаправленно идут к своей цели – поступлению в аспирантуру. Иван Пономарев с Института естественных наук СВФУ с детства увлекается биологией. С первого дня в университете молодой человек решил, что будет поступать в аспирантуру. Ради достижения своей цели он продолжил обучение в магистратуре на коммерческой основе. «Мне нравится наука и моя научная тема, а аспирантура позволит мне продолжить заниматься научной деятельностью», – уверенно отмечает молодой исследователь.

Проректор по педагогическому образованию СВФУ Михаил Федоров, кстати, уверен, что аспиранты в некоторых аспектах могут работать эффективнее, чем профессора и доктора наук: «Когда мы начали работать с одаренными школьниками с разных районов республики, мы часто приглашали именно аспирантов, а не их умудренных опытом старших коллег. Не принижая достоинств последних, я уверен, что молодые, современные аспиранты проводят занятия с детьми гораздо лучше».

Изменить нельзя оставить


На прошедшем в конце апреля собрании Президиума Российского профессорского собрания (РСП) тема будущего аспирантуры была в числе одного из актуальных вопросов. Так, например, секретарь Высшей аттестационной комиссии РФ Николай Аристер подчеркнул о негативных последствиях «реформаторского шага – превращения аспирантуры в третью образовательную ступень». На заседании единодушно было признано, что аспирантура как механизм подготовки научных кадров потеряла свою функциональную функцию, а предложения министра образования о сокращении бюджетных мест для аспирантуры получили негативную оценку.

Поддержал позицию министра Ольги Васильевой и депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) от университетской региональной группы, председатель Первичной профсоюзной организации студентов Северо-Восточного федерального университета Александр Сусоев: «Если государство хочет привлечь достойных людей в науку, оно должно создавать соответствующие условия. Тут должен сыграть принцип «лучше меньше, да лучше».

«Аспирантура, действительно, превратилась, по сути, в трехлетние курсы повышения квалификации, где по окончании не предусмотрена защита диссертационной работы», – уверена председатель Якутского регионального отделения Российского профессорского собрания Дарима Гармаева, также принявшая участие в вышеупомянутом профессорском собрании в Москве. Выпускникам, добавляет она, присваивается квалификация «Исследователь» или «Преподаватель-исследователь», в результате чего аспирантура теряет основную функциональную роль – подготовку научных кадров. Это, в свою очередь, по мнению Даримы Гармаевой, может усугубить проблему обеспеченности вузов молодыми кадрами с ученой степенью.

Известный якутский ученый и краевед Михаил Иванов во всех интервью отмечал, что принципиально не защищается, поскольку жалеет свое время

С этим сейчас действительно наблюдается проблема – как показывает опыт, не для каждого аспиранта обучение завершается защитой диссертации. Впрочем, винить во всем злостных аспирантов, намеренно продолжающих обучение только ради «откоса» от армии, будет некорректно. Ситуации бывают разные, и нередко молодые люди просто иначе расставляют приоритеты.

А вот, например, проректору по педагогическому образованию СВФУ Михаилу Федорову инициатива с сокращением бюджетных мест в аспирантуре не понравилась. По его мнению, в аспирантуру поступают, как правило, молодые люди, осознанно посвятившие свою жизнь науке. «Я ни разу не встречал тех, кто жалел о своем поступлении в аспирантуру», – отметил он.

Одной из частых препон для желающих получить звание кандидата наук является то, что интенсивное обучение с написанием диссертации необходимо совмещать с работой. Это, по мнению Инны Богушевич, негативно сказывается на своевременном выполнении индивидуального плана работы аспиранта. Молодой исследователь должен обучаться, посещать лекции, практические занятия, выполнять научно-исследовательскую работу, тесно сотрудничать с научным руководителем, кафедрой. Кроме того, аспирантам необходимо выезжать на стажировки, конференции, набираться опыта. В то же время жизнь идет чередом – у многих аспирантов есть дети и невыплаченные кредиты.

Как с сожалением отметила проректор по образованию Высшей школы инновационного менеджмента при Главе Республики Саха (Якутия) и в недавнем прошлом аспирантка СВФУ Майя Курнева, многие поступают в аспирантуру, не осознавая, сколько сил и времени требуется для написания кандидатской диссертации. «Я знаю многих, кто бросил все на полпути, занимая при этом бюджетные места. И, к сожалению, среди знакомых есть те, кто точно достиг бы результатов, но не смог поступить, и это неправильно. Стать ученым это не просто написать статьи и получить патенты, а действительно сделать большую систематическую работу», – отметила молодой ученый.

Схожее мнение на этот счет высказала и аспирантка первого года обучения Юлия Попова. «Три-четыре года, данные нам для обработки литературы, набора материала и его интерпретации, достаточны при условии полного погружения в поисковый процесс. Однако многие из нас совмещают с учебой работу, – отмечает будущий медик. – Сроки достаточно сжаты, но, надеюсь, я справлюсь».

Майя Курнева вспоминает, что в свое время, вместе с инициативной группой активных аспирантов они реанимировали Совет аспирантов СВФУ. Это было сделано для того, чтобы сгруппироваться, ведь вместе идти легче и быстрее. «Мы организовывали различные семинары, рассказывали, как и когда лучше сдавать кандидатские экзамены, как подготовиться к вступительным экзаменам в аспирантуру, где искать необходимую информацию и в каких конференциях лучше участвовать. Это позволяло быстро сориентироваться молодым ученым и дойти до заветного финала: защиты диссертации», – вспоминает свой аспирантский опыт Майя Курнева.

Аспирантура в цифрах



Обратимся к цифрам. В этом учебном году СВФУ реализует 53 образовательные программы подготовки аспирантов в рамках 25 направлений подготовки. Больше всего аспирантов, судя по данным департамента по обеспечению качества образования в СВФУ, обучается по таким направлениям, как клиническая медицина, образование и педагогические науки, экономика, науки о Земле, биологические науки и химические технологии.

Ежегодно в аспирантуру нашего университета поступает около 80 человек. Среди них подавляющее большинство составляют выпускники СВФУ, далее выпускники других вузов, научные сотрудники организаций города Якутска и других населенных пунктов республики. Кроме того, также в аспирантуру поступают сотрудники нашего же университета.

По данным Центральной приемной комиссии СВФУ, в предстоящем учебном году в университете представлено 51 бюджетное место для аспирантов – на девять мест меньше, чем в текущем году. В 2018 году их ожидается еще меньше – 48. Места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, распределяются приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Но, разумеется, помимо обучения за счет средств бюджета, соискатели могут также обучаться и на коммерческой основе. В нашем университете цена за очную форму обучения начинается от 261 тысячи рублей в год. Учеба по программам аспирантуры на «заочке» обойдется куда дешевле – в 65-68 тысяч рублей за год. По информации департамента по обеспечению качества образования СВФУ, примерно 40% аспирантов в учебном заведении обучаются на договорной основе, остальные – за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Для определенных категорий лиц, надо отметить, в университете предусмотрены скидки на обучение. Так, например, стоимость снижается для лиц, успешно прошедших вступительные экзамены и получивших по их итогам сумму итоговых баллов не ниже 4 баллов, а также для инвалидов I и II групп и преподавателей СВФУ, окончивших наш университет не позже, чем пять лет назад. Скидки идут и для тех, кто вносит плату за обучение вперед – 5% за один учебный год и 10% – за два и более.

Типичный аспирант СВФУ – это амбициозный, энергичный человек 25-40 лет, желающий заниматься наукой и применять свои знания для социально-экономического развития республики

Поступившие в аспирантуру до 2014 года обучались по несколько иным образовательным программам. Обучение аспиранта считалось успешным, если он защищал диссертацию в течении одного года с момента выпуска. В период действия у нас в университете диссертационных советов процент защит аспирантами диссертаций в год выпуска составлял примерно 45% и достигал в течение одного года после выпуска 70%.

В 2014 году, напомним, были введены Федеральные государственные образовательные стандарты для программ подготовки кадров высшей квалификации. В СВФУ на основе этих стандартов были разработаны обновленные образовательные программы, в 2017 году состоится первый выпуск обучавшихся по этим программам. Аспирантам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, будет выдан документ об образовании государственного образца.

На сегодняшний день, как отмечает начальник отдела планирования учебного процесса департамента по обеспечению качества образования СВФУ Инна Богушевич, нормативный срок для защиты кандидатской диссертации для выпускников аспирантуры не установлен. «Однако стоит отметить – чтобы диссертационное исследование не потеряло актуальности, следует выходить на защиту в течение года с момента выпуска», – рекомендует она.

Сколько напишешь, то и пожнешь


Отдельная горячая тема для обсуждений – предложение Министерства образования и науки РФ присваивать научные степени, основываясь на количестве публикаций. «Я такую инициативу приветствую, – делится проректор по педагогическому образованию СВФУ Михаил Федоров. – Есть люди, которые много работают в том или ином направлении, но для защиты перед диссертационным советом им просто не хватает времени. И, несмотря на то, что их уровень соответствует степени кандидата или доктора наук, они так и не получают звание». В качестве примера проректор приводит историю известного якутского ученого и краеведа Михаила Иванова. «Он во всех интервью отмечал, что принципиально не защищается, поскольку жалеет свое время. И правда, если подумать – если бы он посвятил получению званий время, успел ли бы он сделать тот объем работ, что он успел?» – рассказывает Михаил Федоров.

Его молодая коллега Майя Курнева отмечает, что вопрос присуждения ученых степеней по количеству опубликованных научных статей и патентов является довольно спорным: с одной стороны, такая система многое упрощает, но, с другой точки зрения, существует опасность увеличения «проплаченных» статей и «лжепатентов». «К сожалению, уже сейчас в науке ощущается переход от качества к количеству, у многих получение денежного стимулирования или повышения стипендии стоит в приоритете, в отличие от научных открытий», – предостерегает она. Так же, по ее мнению, эта инициатива может привести к росту коррупции: если ученому не нужна степень, он и дальше будет заинтересован исключительно в новых открытиях, а ведь кто-то может этим воспользоваться. «Боюсь, может начаться «передаривание» статей и патентов», – подчеркивает девушка.

Фото: Мичил Яковлев, Светлана Павлова, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ