/ Ульяна Евсеева

Платное не значит качественное?

Проблему переизбытка дипломированных специалистов депутаты Госдумы думают решить за счет ограничения платных мест. Однако ситуацию вряд ли удастся исправить одними лишь стараниями чиновников. До тех пор, пока высшее образование в сознании людей будет оставаться залогом успешной карьеры и элементом престижа, на рынке останется спрос на платные образовательные услуги.

По данным республиканского Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров, в Якутии насчитывается 15 вузов, из них восемь самостоятельных учреждений высшего образования, пять государственных и два негосударственных. Статус студента имеют, по последним сведениям регионального ведомства, около 77 тысяч человек.

Северо-Восточный федеральный университет имени Максима Аммосова ведет деятельность по 69 направлениям подготовки по программам бакалавриата, а также восьми программам среднего профессионального образования. Самое крупное образовательное учреждение в 2015 году набрало 1748 студентов на платной основе, из них 753 проходят обучение очно.

Годовая стоимость обучения в СВФУ варьируется от 146 до 285 тысяч рублей. Абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ могут воспользоваться 50% скидкой, цена обучения составляет 60‒115 тысяч рублей за один учебный год и является фиксированной.

Ежегодно количество студентов, набираемых на внебюджетные места, увеличивается. Так, например, в 2014-2015 учебном году контракт на оказание образовательных услуг с университетом подписали 878 студентов. В центральной приемной комиссии объясняют это тем, что количество платных мест для получения специальности зависит от контрольных цифр приема.

IMG_8927
Оптимальным соотношением количества «платных» и «бесплатных» студентов эксперты Национального исследовательского университета Высшей школы экономики считают от 30 до 80% платных студентов по отношению к бюджетникам, то есть 56% студентов на бюджетных отделениях и 44% на контрактных. В таком случае «платники» приносят вузу ощутимый доход, но он не полностью от них зависит, а значит, университет может обращать внимание на качество абитуриентов.

Деньги за диплом

Нужно ограничить прием в вузы на коммерческой основе. С таким предложением выступила директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава Татьяна Семенова. Дело в том, что сейчас рынок труда оказался на пороге глубочайшего кризиса. Молодые люди стремятся поступить на «денежные» специальности, а прием на платные отделения никак не ограничен, уверена директор.

Член комитета по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Госсобрания (Ил Тумэн) Сергей Павлов, который руководит филиалом СВФУ в городе Нерюнгри, поддерживает мнение своих коллег, но считает правильным полностью разобраться в вопросе перед тем, как принять решение.

«Говорят, что образование должно быть доступным, но доступность в большинстве случаев снижает качество, – говорит якутский парламентарий. – Сейчас нужно разобраться с качеством образования. А оно в вузах далеко от идеала и желаемых величин, поэтому деньги стоит тратить на улучшение учебно-материальных баз, а не на бесплатные учебные места. К тому же, мне кажется, что никаких предпосылок для увеличения числа бюджетных мест нет».

По словам заместителя начальника Департамента по обеспечению качества образования СВФУ Владимира Игнатьева, прием в государственные высшие учебные заведения Минобразования России исходит из трех основных принципов.

Во-первых, во главу угла ставится качество образования. Независимо от того, по какой форме, платной или бюджетной, проходит обучение студент, вуз должен обеспечить качество его подготовки согласно ФГОС. Во-вторых, вузам рекомендовано устанавливать одни и те же пороговые баллы ЕГЭ при приеме на платные и бюджетные отделения или в филиалы, то есть должны предъявляться единые требования ко всем студентам. Наконец, при определении контрольных цифр приема в вузы Министерство исходит из потребностей экономики России.

«Так, в последние годы меняется структура бюджетных мест: увеличивается набор по направлениям инженерного дела, технологий, подготовки педагогов и медиков. Одновременно сокращается бюджетный прием по таким направлениям, как менеджмент, экономика и юриспруденции», ̶ рассказывает Владимир Игнатьев.

«Результаты ЕГЭ – это не единственный критерий, по которому можно делать выводы о качестве довузовской подготовки и дальнейшего обучения в университете,  –  продолжает он. ‒ В относительной доступности образования нет ничего плохого, если выпускники после окончания обучения в СВФУ востребованы работодателями. Студент, обучающийся на платной основе, особо не отличается от того, кто поступил на бюджетное место. Они оба пользуются всеми ресурсами вуза, кроме стипендии и общежития, в полной мере», –  говорит он.

Эту мысль продолжает директор филиала СВФУ в городе Анадыре Сергей Попов, аргументируя тем, что в правилах приема для всех форм и источников финансирования записаны единые требования и по ЕГЭ, и по новым формам вступительных испытаний: «Качество контингента все равно контролируется на входе. Еще надо учитывать тот факт, что те, кто платит сам, лучше понимают, зачем им это нужно. Поэтому и отношение к учебе у них часто ответственнее, чем у тех, кто учится за счет бюджетных средств».

Поступая в высшее учебное заведение, каждый абитуриент вносит свою лепту. Баллы, полученные при сдаче ЕГЭ, складываются в сводную матрицу.

Следует отметить, что действует нижний порог для платных студентов по ЕГЭ, который вуз ежегодно увеличивается. Абитуриенты с баллами ниже установленного порога не смогут стать студентами даже за деньги. К слову, в 2015 году средний балл ЕГЭ поступивших в головной вуз СВФУ составил 65,7 баллов.

«Каждый студент – это деньги»

В том, что вузу также нужно зарабатывать, уверены многие руководители образовательных учреждений. Директор филиала Сергей Попов считает, что проблему платного обучения нельзя оценивать однозначно.

«В жестких условиях дефицита финансирования платное обучение позволяет вузу выживать», – отмечает он. – Даже если при условии, что государство могло бы взять полностью финансирование высшей школы на себя, необходимо признавать конституционное право граждан на получение образования за счет личных средств для себя, а не для будущего трудоустройства».

IMG_8733
«Мы – автономный университет, должны деньги зарабатывать сами. Если есть желающие получить платное образование, почему бы и им не дать воспользоваться такой возможностью? Обучение на платной основе ̶ одна из форм коммерческой деятельности вуза», ‒ также поддерживает Владимир Игнатьев.

Однако в своем интервью ректор СВФУ Евгения Михайлова сказала, что «некоторые начинают рассуждать о том, как университет «обдирает» бедных студентов за коммерческие места». «Они забывают, что две трети суммы, необходимой для обучения на коммерческой основе, все равно оплачивает государство, в данном случае правительство РФ», – объяснила руководитель вуза журналисту газеты «Якутия».

Нельзя ставить грань между платником и бюджетником. Так считает начальник отдела коммерческой деятельности Планово-финансового управления СВФУ Валентин Максимов. «Ведь в том и в другом случае вуз получает деньги для возмещения своих расходов. Просто в первом случае деньги платят физические лица, во втором – обучение финансируется государством», – разъясняет Валентин Максимов.

По данным отдела, доход от студентов распределяется на затраты университета. В первую очередь студент-платник оплачивает работу преподавателей, а также административного, вспомогательного и хозяйственного состава. Именно на эту статью расходов тратится большая часть студенческих денег. При этом не стоит забывать о начислениях на заработную плату, они же налоги.

Студентов кормят мамы

Стоимость обучения сильно бьет по родительскому кошельку, считает учительница русского языка Нюрбинской школы Акулина Николаева, которая оплачивает учебу сына в Институте математики и информатики СВФУ. «Это серьезная нагрузка на семейный бюджет, – говорит она. – Иногда приходится привлекать и бабушек с дедушками».

Когда сын Акулины Ивановны поступал на специальность «Прикладная математика и информатика», было 40 бюджетных мест, столько же мест университет зарезервировал коммерческих. «Шансы «пробиться на бюджет» были, но конкуренция была очень сильная. На семейном совете решили оплатить образование, о котором мечтал сын, – рассказывает родитель студента. «Напрягает, конечно, но мы пока тянем. Уровень дохода семьи не выше среднего, на обучение сына приходится выделять большую его часть. Но ведь есть семьи, которые не имеют возможности дать ребенку качественное образование по специальности, какую он хотел бы получить», ‒ продолжает учительница.

Четверокурсница Инженерно-технического института Кристина Петрова учится на одном из самых дорогих направлений подготовки в федеральном университете – на архитектора, где годовое обучение стоит 258 тысяч рублей. На третьем курсе за достижения в учебе она была переведена на бюджетное место.

«Я поступила в 2011 году, тогда я платила 112 тысяч в год. Многие спрашивали, почему за такие деньги не выбрала другой вуз. Дело в том, что тогда и сейчас цена за обучение по моей специальности в центровузе существенно выше, чем у нас в Якутии. Родители сказали, что готовы поддержать мой выбор, да и не хотели отпускать за пределы республики», ‒ рассказывает Кристина.

В этом году она оканчивает учебу, планирует поступить в магистратуру или найти работу, чтобы уже помогать родителям. «Хочу сказать, что всегда есть шанс перевестись на бесплатное обучение. Главное – старание», – советует отличница Кристина Петрова.

По мнению Владимира Игнатьева, студент, обучающийся на платной основе, мотивирован на успешную учебу. «За него родители платят немалые деньги, понимая важность инвестирования в будущее своего ребенка. И многие студенты, обучающиеся на платных местах, являются по-настоящему ответственными людьми, имеют большое желание получить качественное высшее образование. Таких студентов университет старается всячески поддерживать и при первой же возможности лучших из них, в случае высвобождения вакантных бюджетных мест, переводит на бесплатное обучение», ‒ рассказывает Владимир Игнатьев.

Справка от «НУ_онлайн»

Комиссия по переводу на бесплатное обучение заседает четыре раза в год после окончания экзаменационной сессии – в августе, сентябре, феврале и в марте. «Согласно положению, мы анализируем показатели успеваемости студентов за два последних семестра, а также оцениваем научную, общественную деятельность универсанта, – рассказывает специалист отдела перевода и восстановления ДОКО СВФУ Александр Слепцов. Ежегодно вуз переводит от 30 до 100 студентов на бюджетные места. Например, по данным на 2 марта 2016 года, заявление на перевод написал 101 студент, перевели 34. Эти места «открываются» в результате отчисления студентов, которые обучались на бесплатной основе.

Автор фото: Мичил ЯКОВЛЕВ, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.