/ Татьяна Нохсорова

Понты остались в прошлом? Чего нам не хватает на самом деле, когда не хватает нового айфона?

Слово «понты» и производный от него глагол «понтоваться», казалось, остались в недалеком прошлом – в 2000-х с их соляриями, первыми дорогими телефонами и брендоманией. Слова ушли, а понятия остались. Называть это можно как угодно: «пусканием пыли в глаза», «демонстративным потреблением». Чего на самом деле не хватает человеку, стремящемуся показать, как он успешен, небеден, моден? Какие психологические проблемы есть у девушки, покупающей шубу «на выход», но толкающейся в ней в автобусе? В этом попытались разобраться эксперты и собеседники «НУ_онлайн». Вместо эпиграфов – высказывания пользователей соцсетей на заданную тему.

Звездная пыль в глаза

«Прожить без айфона? Это как?»

Мы, как люди взрослые, не будем грести под одну гребенку всех обладателей дорогих гаджетов, греческих шуб, машин и квартир. Как говорил дядюшка Фрейд, «иногда банан – это всего лишь банан», то есть хорошая техника – лишь инструмент работы, удобства, комфортной жизни. Мы говорим только о патологических случаях, когда демонстративное поведение становится образом жизни и мышления. Итак, что же в этом хорошего и плохого?

«Понты – это жаргонное слово. В психологии его аналог может быть выражен по-разному: желание выглядеть лучше, чем есть, демонстративный стиль поведения, отсутствие самодостаточности. Все зависит от ценностных приоритетов человека. Если во главу угла он ставит карьерный рост любой ценой, то такое поведение («понтовое») обязательно будет проявляться в его общении. И круг его друзей будет состоять сплошь из «нужных» людей. А сама жизнь‒это сплошное желание соответствовать каким-то «нормам», «меркам», «высотам»Зинаида Платонова, кандидат психологических наук, доцент Института психологии СВФУ

«Могу отметить случаи, когда человек приобретает вещи в долг. Например, человек, имея классную машину, не всегда имеет возможность ее заправить. Одевается очень дорого, но питается хлебом с луком. Такого человека может преследовать постоянная тревога быть разоблаченным, на нем висит груз несоответствия», – предупреждает психолог, консультант центра «Триада Пси» Юлия Семенова.

По мнению психолога, цель у бедного богатого человека благая:произвести впечатление на девушку, на коллег, на начальника. «Это скорее не «понты», а осознанный расчет на создание первого впечатления», – считает наш собеседник.

Возможно, виноваты в этом ожидания, требования самого общества. Встречали и встречают человека по одежке, и не каждый скромный молодой человек осмелится быть честным, но бедным. Но внешняя атрибутика и богатое содержание, выражаясь геймерским языком, может дать комбо.

«Если человек докажет на деле, что его содержание не хуже его внешних атрибутов, ему будет дан «зеленый коридор», – предполагает психолог. Тогда может случиться хэппи-энд: девушка покорена, работодатель впечатлен, коллеги уважают.

Зачем солить телевизоры?

«Если есть лишние средства, то можно, конечно, позволить себе многое»

Откуда корни этого явления? Почему среди обывателей в почете кичиться не своим внутренним миром, а достатком? Впервые термин «демонстративное потребление» в обиход и экономическую науку ввел американский экономист и социолог Торнстейн Б. Веблен в книге «Теория праздного класса» в конце XIX века. Он определил это поведение как значительные траты на товары и услуги, которые совершаются с целью показать окружающим (им, а не себе) собственное богатство.

Мотивы демонстративного потребления могут быть абсолютно разными. Веблен разделил их на два типа: первое – денежное соперничество, когда бедные, впрочем, люди через покупку предметов роскоши пытаются сойти за богатых. Истратить зарплату на вечеринку, на сапоги, продать машину, взять кредит на свадьбу – все это исходит из желания показаться щедрым, богатым. И, напротив, второй мотив «завистническое сравнение» – когда богатые люди пытаются подчеркнуть свои отличие от бедных и вызвать зависть «коллег по кошельку».

Руководитель отдела изучения доходов и потребления «Левада-центра» Марина Красильникова считает, что к концу первого десятилетия 2000-х Россия превратилась из общества «наевшихся» (после кризиса 1990-х годов) в общество «одевшихся». Об этом пишет сайт Wonderzine.

Как полагают экономисты, как раз понятие «лишние средства» в головах россиян еще не укрепилось. Это снова пережиток прошедших кризисов, считают они. А сейчас деньги тратят дети тех родителей, которые и стали «одевшимися». Как полагают эксперты «Левада-центра», современное поколение россиян пока еще не умеет или не хочет делать долгосрочные вложения (как правило, это недвижимость, образование, здоровье), а тратит деньги здесь и сейчас. Вспомните недавний скачок доллара и евро перед Новым годом. Те, у кого оказались «лишние деньги», устремились в магазины за бытовой техникой, электроникой и прочим.

Купить не вещь, а внимание

«Ох, как быстро меняются ценности в нашей жизни»

Мы довольно долго живем в стабильном мире. Ребенок из семьи среднего достатка хорошо одет, обут, сыт. Но педагоги отмечают, что, к сожалению, современные родители обращают внимание только на это: у него все есть‒ и ладно. Недостаток общения, внимания пытаются компенсировать покупками. Ребенок и рад, особенно в первое время: «Вот как мама меня любит». И мама рада. Но постепенно это становится привычкой.

Доцент филологического факультета СВФУ Виктория Корнилова, подготовившая ряд трудов об условиях формирования нравственного воспитания студентов, отмечает, что под демонстративным стилем поведения могут скрываться проблемы нравственного характера.

«Многие сегодня стали практичными, расчетливыми, материально заинтересованными, эгоистичными, амбициозными. Причина, на мой взгляд, состоит в том, что кризисные тенденции конца 90-х годов XX века и начала XXI века породили в обществе переоценку духовно-нравственных ценностей. То, что считалось абсолютным и незыблемым, обесценилось, а нигилизм и аномия породили новые нравственные идеалы общественной жизни: социальную отчужденность, индивидуалистические настроения, приоритет потребления и развлечений», – отмечает кандидат педагогических наук.

«Если речь идет о людях, которые приобретают вещи больше для повышения собственного статуса в глазах других людей, то, безусловно, у них могут личностные проблемы, связанные с компенсацией каких-либо недостатков. Компенсация в психологии – защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных или воображаемых недостатков», – говорит Зинаида Платонова.

Причины их появления стоит искать в детстве, полагает психолог. «Ребенок, имеющий и осознающий какой-либо свой недостаток, физический или умственный, стремится его как-то компенсировать и может это осуществить разными способами. Став взрослым, например, через приобретение вещей. Думается, что речь идет о несформировавшейся самодостаточности. Самодостаточность – это то, что позволяет нам быть и оставаться полноценными и независимыми людьми», – делится мнением доцент.

Что простительно женщинам и студентам, то…

«Лучше купить книгу или съездить в путешествие»

Мы предложили участникам группы «Новости СВФУ» в социальной сети «ВКонтакте» ответить на вопрос: «Покупка дорогой техники, одежды, вещей – это…» На опрос откликнулись 194 человека. Подавляющее большинство – 60,8% считает, что это требовательность к качеству вещи. 18,5% опрошенных отметили желание показать, что «я не хуже всех». 12,3% полагают, что это просто понты. И только 8% респондентов, то есть 16 человек, считают, что это необходимо. Очевидно, разные поколения студентов ответили бы по-разному: времена и требования меняются.

Профессор-исследователь Инженерно-технического института СВФУ Туяра Гаврильева говорит, что поймет девушку, покупающую красивые туфли на последние деньги, понимая, что ей предстоит голодать. По мнению доктора экономических наук, нынешние студенты – люди новых взглядов, им чуждо тщеславие. «Я бы взглянула на проблему с иной точки зрения. Часто социально незащищенные люди тратят больше, чем могут себе позволить, и попадают в ловушку кредитов. Проблема так называемыхпонтов исходит из бедности населения», – отмечает профессор. «Нынешние студенты совсем не такие. Они похожи на сверстников заграницей, скромно одеваются. Гаджеты не в счет», – добавляет собеседник.

Доцент Зинаида Платонова тоже не видит в этом проблемы. «Пройдет пора молодости – пройдет и это увлечение», – полагает она. Но как отмечает психолог, в погоне за модой, престижем, брендами, молодой человек может стать «как все»: в общей массе одинаковости теряютсяиндивидуальность человека, его личностные особенности.

Достаток не внешний, а внутренний

«Машина, квартира есть, а понтов нет»

Нам присущи «памятные» покупки. Телефон, купленный на первую зарплату, первая машина, первая заграничная поездка, потом и кровью заработанная, пережитая, мечта, ставшая явью. В этом случае человек демонстрирует что-то скорее себе, нежели обществу.

«Человек всю жизнь помнит купленную им на первую зарплату вещь. И может даже хранить ее, хотя нет в ней уже никакой потребности. Просто вещь дорога как память. Наверное, человек через приобретение вещей самоутверждается. Самоутверждение (англ. self-affirmation) – поведение человека, обусловленное желанием повысить свою самооценку или поддержать определенный общественный статус», – считает Зинаида Платонова. То есть уже выходит за рамки демонстративного потребления, и в большей степени полезно самому человеку.

Предприниматель Петр Чиряев считает: выбирая качественные вещи, отдых, человек выбирает комфорт – ему должно быть хорошо, удобно, приятно. «Хотя, конечно, в социальных сетях и причем многое основано именно на демонстрации себя, на желании выделиться», – замечает он.

Под влиянием рекламы, манящего образа жизни обладателей дорогой вещи человек настраивает себя: «Я стану таким же успешным, красивым, если куплю это».

«Культура демонстративного потребления и перепотребления стимулируется извне индустрией моды, глянца, СМИ, рекламой. Ведь если рациональность возьмет верх над аффективным компонентом потребления и самопрезентации – тысячи людей из мира дизайна и глянца останутся без работы. Более того, в наших исследованиях подтвердилось мнение, что демонстративное потребление стало прародителем еще и демонстративной духовности и «моды на духовность», – пишет в своей монографии «Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей» ученый из Калуги Ольга Посыпанова.

Один из пользователей «Твиттера» верно заметил: «Лучше купить хорошую книгу». Эту нехитрую формулу можно вспоминать каждый раз, когда захочется купить милую и дорогую вещь, которая непременно удивит друзей и знакомых. Сами того не замечая, мы иногда просто становимся жертвами манипуляции и рекламы, а это только на руку бизнесу.

Как научиться не идти на поводу у общества, рекламы, окружения? Психолог Зинаида Платонова считает: надо быть самодостаточным человеком.

«Самодостаточный человек – это тот человек, который твердо знает, чего он хочет и знает, как он будет это делать. Ему не нужны чьи-то советы или чьи-то решения. Он уважает себя сам и требует должного уважения к своей персоне со стороны окружающих. Только не стоит путать самодостаточного человека с теми, у кого неадекватно завышенная самооценка. Или со снобом и циником. Самодостаточность – это и полное отсутствие зависти. Самодостаточный человек просто не умеет это делать. Его устраивает все, что он имеет сейчас. К чему стремился до этого сам и чего достиг. Он осознает свои ошибки и свои несовершенства. Свои плюсы и минусы. Если посчитает, что недостатки его не тяготят и не приносят ему огорчения», – заключает доцент университета.

Подводя черту, скажем, что наши эксперты собрали неплохой рецепт избавления от демонстративного стиля поведения. Во-первых, надо научиться быть самодостаточным человеком, а таким можно быть и в 7, и в 35 лет. Во-вторых, не вестись на все, что рекламируется или считается престижным в определенных кругах. А главное‒ ценить себя не за свои телефоны и счет на карте, а за человеческие качества и, в конце концов, стать настоящим взрослым человеком.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.