/ Евгений Онуфриев

Путь на Север

Арктической зоне России необходимо устойчивое развитие, и одним из немаловажных факторов является решение проблем транспортной инфраструктуры. Как развивать логистику между северными территориями – в теме недели «НУ_онлайн» с экспертами Международного Северного форума.

Упор на сохранение окружающей среды


На сегодняшний день в Арктике идет глобальное потепление, развивается Северный морской путь, транснациональные компании хотят развить добычу полезных ископаемых. Как отметил ректор СВФУ Анатолий Николаев, с другой стороны, это малонаселенная территория и без учета баланса интереса общества, сохранения окружающей среды хорошего развития не получится. «СВФУ готовит свою программу развития до 2030 года. Свою стратегию мы делаем под базовыми принципами реализации устойчивого развития. Это большая международная программа ООН и в этом плане университет не будет стоять в стороне, будем работать в этом направлении», – считает ректор.

Для того, чтобы любой регион развивался нужна хорошая логистика, связь между территориями, говорит Анатолий Николаев. «Если будет круглогодичная связь с арктическими территориями, то развитие, подъем экономики, условий и качества жизни населения будут намного лучше. Ленский мост, который будет построен – тоже один из важных шагов для развития арктический территорий. Связь Запада и Востока – затем переход на северные территории – даст особый толчок в экономическом развитии», – уверен ректор университета.

В СВФУ более двухсот программ направлены на подготовку кадров для арктических территорий

«Работать в Арктику уезжают чуть более ста студентов. Это говорит о том, что в арктических регионах нет условий для того, чтобы молодой специалист жил и трудился там. Нужно готовить не только кадры, но и площадку для того, чтобы молодежь туда ехала и развивалась. Для этого необходимы большие социальные программы», – резюмирует Анатолий Николаев.

В настоящее время многие проекты по освоению Арктики находятся в разработке. Вся территория Арктики богата нефтегазовыми, алмазными и золотоносными месторождениями, оловом и другими ресурсами, отмечает заместитель ректора СВФУ по аналитической и экспертной деятельности Александр Кугаевский. Особый интерес геологов вызывают нефтегазовые перспективы по шельфам арктических морей – Лаптевых и Восточное. Александр Кугаевский подчеркивает, что рост человеческого капитала и присутствие недропользователей не будет столь бурным, как может казаться изначально.

«Это будет постепенное развитие. Ведь Арктика не такой простой регион, куда можно войти без соблюдения определенных условий. Регион требует планомерного подхода с решением достаточного количества вопросов. Не будет взрывного характера развития», – говорит Александр Кугаевский.

«Для решения проблем Арктики критическим условием является не просто технологическое перевооружение добывающего сектора, о котором не раз говорилось, а создание новой индустриальной парадигмы распространения знания с целью стимулирования создания новых подходов, как правило, представляющих сплав глобального и локального знания».Петр Гуляев, директор Научно-исследовательского института региональной экономики Севера СВФУ

Как сделать транспортную сеть доступнее



Уровень транспортной доступности в Арктике крайне недостаточен, отмечает декан автодорожного факультета СВФУ Дмитрий Филиппов: «Стоимость строительства дорог на Крайнем Севере, как правило, не покрывается ни экономическим, ни социальным эффектом. Для устранения проблем эксплуатации автодорог и мостовых переходов необходимы усовершенствованная нормативная база, технологические подходы к строительству дорог и применение инновационных транспортных средств».

Дмитрий Филиппов приводит примеры: «Там, где это возможно и целесообразно, можно строить дороги на бетонных плитах. Можно применять различные технологические новшества при обустройстве зимников и ледовых переправ, использовать экранопланы, дирижабли, струнный транспорт для доставки грузов и перевозки пассажиров. Это, кстати, решает не только экономические и социальные задачи, но и способно сохранять тундру и экологический баланс».

Старший преподаватель автодорожного факультета СВФУ Анна Иванова разрабатывает схемы интеллектуальной транспортной системы для города Якутска: «В наше время наблюдается увеличение интенсивности транспортного потока. Аварийность на автодорогах является одной из серьезнейших социально-экономических проблем», – отметила она.

Около 75 процентов ДТП возникает в городах, причем больше половины концентрируется в перекрестках

«Проблема организации и безопасности движения ставит стратегически важнейшую задачу, от правильного решения которой зависят качество и надежность функционирования всей городской транспортной системы и возможности реализации необходимых инженерно-технических решений, в том числе и по снижению дорожно-транспортных происшествий».

Основными причинами возникновения аварий являются нарушение правил дорожного движения как со стороны водителей, так и пешеходов, техническая неисправность транспортных средств, а также увеличение объема пассажирских и грузовых перевозок, отметила старший преподаватель. Кроме этого, на безопасность движения существенно влияет организация работ светофоров. Поскольку развитие транспортной сети связано с автомобилизацией, то можно утверждать, что введение интеллектуальной транспортной системы на дорогах является важной предпосылкой для повышения безопасности движения, считает Анна Иванова.

«Внедрение интеллектуальной транспортной системы на отдельном перекрестке не даст положительного эффекта, а может привести к ухудшению дорожной ситуации: при регулировании движения на одном перекрестке нужно учитывать загруженность близлежащих перекрестков, – рассказывает Анна Иванова. – Поэтому внедрение интеллектуальных транспортных систем идет параллельно с внедрением системы умный город. Для успешного внедрения ИТС рекомендуется начать с наиболее загруженных и аварийно-опасных перекрестков, включив соседние».

На пути к новой транспортной стратегии



По словам заместителя ректора СВФУ по аналитической и экспертной деятельности Александра Кугаевского, транспортная стратегия Республики до 2025 года, разработанная в 2008-2009 годах, практически успешно идет к завершению реализации. Из крупных объектов осталось строительство моста через реку Лена.

«Время сегодня предъявляет иные условия, в том числе созданные исполнением стратегических планов, новые требования, новые технические решения и технологии транспорта и транспортного строительства. Существенно изменились и внешние условия в глобальном пространстве. На национальном уровне – продвижение промышленности в Арктику, развитие магистрального транспорта. Изменяются региональные факторы, природная среда также меняется вплоть до глобального потепления», – отметил Александр Кугаевский.

В этой связи, уверен он, теперь важно определить горизонты развития транспортной инфраструктуры, выявить важнейшие факторы, определяющие ее будущий облик, эффективность, способность содействовать росту благосостояния северных территорий и повышению качества жизни.

В этом блоке факторов, отметил эксперт, находятся очевидное индустриальное развитие Арктики и шельфовой зоны арктических морей, проекты развития международных транспортных магистралей, российской транспортной системы, предпосылки и ограничения развития СМП, новых технологии обустройства наземных путей сообщений, включая автозимники.

Как подчеркнул исследователь СВФУ, китайские и корейские коллеги интересуются транспортными путями в Якутии и тем, как будет развиваться эта сфера в республике

В частности, рассказал Александр Кугаевский, Китай рассматривает развитие так называемого «Ледового шелкового пути», который будет затрагивать Якутск и Тикси. При этом исследователь обратил внимание, что за последние 20 лет в Якутии изменилась транспортная идеология, начали «оживать» проекты, которые ещё со времён СССР отошли на второй план.

В связи с тем, что мы находимся в достаточно обширном пространстве неопределенности, уверен Александр Кугаевский, Якутии нужна новая транспортная стратегия, и внес такое предложение в резолюцию Северного форума по устойчивому развитию. «Хорошо было бы, если новая транспортная стратегия Якутии была согласована с подобными стратегиями других регионов. Тогда мы могли бы четко увидеть картину и определить, как развиваться», – рассказал заместитель ректора СВФУ.

В рамках СФУР-2020 эксперты обсудили вопросы устойчивого развития всего Арктического региона, в том числе вопросы по северо-восточному сектору Арктики, где происходят глобальные изменения, требующие комплексных междисциплинарных исследований с участием международного экспертного сообщества. Организаторы обращают внимание: необходимо учитывать, что все изменения климата, происходящие в данном регионе, сказываются на глобальном потеплении.

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ, открытых источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.