/ Айсен Протодьяконов

Разделяй и шути. От чего мы защищаемся посредством смеха?

Телевидение, реклама, интернет вынуждают нас шутить, смеяться и быть человеком «с чувством юмора». Спрос рождает предложение: снимаются сериалы, видеоролики, смешные рекламные ролики, книги, паблики, зрители и читатели с удовольствием потребляют продукт. Но в психологии смех – это часто защитная реакция. С этой точки зрения массовая востребованность юмора, даже некий его культ не кажутся такими уж безобидными. От чего мы защищаемся посредством смеха?

В испанском городе Барселона прошел эксперимент: в комедийном клубе под названием «Teatreneu» сзади каждого сиденья установили планшет с камерой распознавания лиц, чтобы зрители платили за каждый свой смех. Людям понравилась идея платить по факту, ведь комедийных клубов много, но не все шутки могут понравиться. Этот пример хорошо иллюстрирует, что люди в принципе насыщены развлекательными и юмористическими шоу, их уже влекут идеи отбора юмора по качеству.

Пошутил – продал

Комедийные клубы это, конечно, одно. Они на этом специализируются. Сейчас же юмор используется практически везде и для любых целей. Только в 1989 году юмористическая реклама занимала до 30% от всей рекламы США, говорится в исследовании американских ученых Марка Вайнбергера и Харлана Спотса «Юмор в США и телевизионная реклама на ТВ в Великобритании». Такой подход в рекламе действует и сейчас.

«Люди всегда стремятся к позитивному мышлению, за негативом потребитель просто не пойдет, – говорит маркетолог Владислав Афанасьев, – Поэтому юмор часто используется в маркетинге. Конечно, для этого пригодны не все разновидности юмора. Например, так называемый «туалетный юмор» в рекламе не нужен. Любая шутка имеет свою аудиторию. То же самое в маркетинге: она должна быть понятна всей аудитории. В коммерческих целях надо шутить осторожно, ведь если она будет неудачной, то это ударит по бренду, продажи упадут. Бывает и такое, что использовать юмор не позволяет статус компании, но это легко восполнить силой самого бренда. Конечно, юмор не всегда бывает уместным. Представлять ритуальные услуги в юмористическом окрасе просто глупо. По крайней мере, пока».

Если говорить о якутской рекламе, то мы пока не наблюдаем обилие юмора. По словам маркетолога, юмор и его использование в маркетинге только развивается. Есть компании, которые пробуют использовать юмористические ходы в своей рекламе, и порой это выходит достаточно удачно, а иногда сопровождаются скандалами, что тоже, с какой-то стороны, может считаться удачей.

«Юмор и сам по себе в рекламе начал использоваться не так давно. В России он пока не такой кричащий, как в Японии. Загвоздка в том, что со временем потребителю может надоесть такой уровень смешного, и он перестанет на нее как-то реагировать, тогда границы дозволенного в маркетинге могут расшириться, как в той же самой Японии», – продолжает эксперт.

Известно, что есть разные способы подачи информации. Самым эффективным видом рекламы с нацеленной шуткой на аудиторию он считает видео. В нем задействуются зрение и слух, можно объяснить потребителю свою задумку постепенно. Юмор на картинке понятен не всем, но бывают и хорошие примеры. Стоит вспомнить прошлогодние взаимные подкалывания и борьба за потребителей между компаниями «Пепси» и «Кока-кола»: «Пепси» выпустила постеры с изображением своей банки с красным плащом «Кока-Колы» и с надписью «Счастливого Хэллоуина», а конкурент ответил, выпустив такой же постер, просто сменив текст на «Все хотят быть героями».

Юмор как защита

Писатель Станислав Ежи Лец говорил, что человек родился тогда, когда рассмеялся, увидев себя в зеркале. Действительно, есть теория, что наличие здравого чувства юмора в человеке говорит об его уровне интеллекта, ведь постоянно идет работа по выявлению противоречий, каламбуров и забавных моментов, а так же имеет смысл отметить значение богатства словарного запаса в человеке. Есть и другие стороны: в психологии можно встретить мысль, что смех равен слезам.

«С какой-то стороны да, – признает старший преподаватель Института психологии СВФУ Виктория Шамаева, – смех может быть равен слезам потому, что в обоих случаях идет выплескивание эмоций, которое может разрядить стресс».

Психологи признают наличие огромного количества так называемых «защитных механизмов» в человеке, но нет полной и единой классификации этих процессов. Они могут различаться на первичные и вторичные, на зрелые и примитивные, но использование юмора как защитной реакции признается практически в любой классификации.

«Проблемы психологической защиты обсуждаются много, но нет конкретного объяснения и нет общего подхода к механизму этой защиты. Да, с первого взгляда такая защита кажется безобидной, но иногда юмор используется для того, чтобы скрыть от себя и от окружающих вытесненные бессознательные недостигнутые цели. То есть в таких случаях юмор становится формой самоутверждения. Люди с такой проблемой никак не могут успокоиться в душе, становятся озлобленными. Это очень распространенное явление среди нашей молодежи», – считает психолог.

Смеха, крови и зрелищ

Есть и иные мнения. По «теории превосходства», изложенной Томасом Гоббсом, мы испытываем «внезапную гордость» от осознания того, что мы лучше людей, над которыми смеемся. Теорию развила и исследователь Марина Рюмина, опубликовавшая научный труд «Смех как виртуальная реальность» в журнале «Полигнозис» в 2003 году. По ее мнению, смешное – это «ситуация зла, происходящая с другим», когда мы смеемся над явлением и радуемся собственной безопасности.

Наблюдавшийся ранее феномен негативных новостей, когда они читались людьми больше, чем позитивных, «эволюционировал» в другой формат. Открывшийся в 2013 году сайт «BreakingMad – агрегатор драматичных новостей» всегда на виду активного пользователя интернета и социальных сетей России. Залина Маршенкулова, главный редактор интернет-издания, представляет свой сайт как «юмористический вестник». В большинстве случаев на сайте каждый день собирают новости с трагическим исходом: «Индийский футболист сделал сальто во время празднования гола и умер», «Теща погибла, пытаясь вытолкать из ямы зятя» и другие драматичные события. Оригинальность издания в том, что все новости, несмотря на любой печальный исход, представлены в юмористическом виде или c максимально нелепой стороны.

Виктория Шамаева допускает, что популярность всего юмористического можно объяснить не только тягой человека ко всему позитивному: «Повышенная потребность в смехе может быть вызвана психологической неустойчивостью в обществе, нестабильностью в общественно-экономическом плане и вообще отсутствию идеалов. Просто каждый старается найти свой способ самоутверждения. Излишество юмора может быть опасным в том случае, если человек постоянно его использует. Все должно быть в меру».

Смех и теория превосходства

Существуют и другие теории происхождения юмора, есть «теория несообразности», сформулированная Дж. Битти и продолженная Шопенгауэром – по ней человек выражает свое отношение к противоречиями, смеясь над ними. Также доктор исторических наук Александр Козинцев в своей работе «Человек и смех» писал, что «Юмор в чистом виде – это не что иное, как тотальное самоотрицание субъекта».

Комичное пытались объяснить Аристотель, Фрейд, Кант и другие. Издано много трудов по его классификации и попыток объяснения природы смеха. Специалисты разных областей изучают его под своим углом, но, несмотря на высокое внимание к теме, одного цельного понимания о механизме его работы до сих пор нет. Также не стоит забывать и о его положительных сторонах. Не зря в отличие от негативных сторон, они известны всем и с раннего детства.

Самоотрицание же рождает противоречие в человеке: «Для серьезного человека самоотрицание мучительно, ведь оно грозит распадом его личности, а человеку в юмористическом настрое оно приносит только радость. Ему ничего не грозит, его личность остается в целости и сохранности». То есть, как человеку несерьезному, ему кажется, что он свободен от всякого рода ответственности.

Не юмором единым человек должен спасаться и защищаться. У каждого свои способности и потребности. Тот, кто не понимает смех, может быть рационализатором, например. Для него это способ успокоиться, дать происходящим событиям объяснение. А безостановочные смешки могут быть показателем незрелой личности. Возможно, если человек внимательно следит за Stand ap шоу, юмористическими каналами, то есть вероятность, что он просто пытается компенсировать то, что не получает в обычной жизни, считает психолог.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.