/ Евгений Онуфриев

Российское образование: как учиться и мыслить креативно

Как сделать российское образование конкурентоспособным? Какие проекты предлагает СВФУ для увеличения темпов развития образования и что необходимо продвигать в университете? Обо всем этом читайте в теме недели «НУ_онлайн», которая посвящена участию команды Финансово-экономического института СВФУ на Московском международном салоне образования-2018.

Образование важно и нужно обсуждать. Одной из самых больших площадок в России, посвященных развитию образования, является Московский международный салон образования, который открылся 18 апреля на ВДНХ. В первый день работы Салон посетило более 14 тысяч человек. К онлайн-трансляциям присоединились более 75 тысяч человек. Экспонентами ММСО-2018 стали более 400 организаций-участников.

Московский международный салон образования в пятый раз собирает на своей площадке ведущие образовательные проекты и практики, предоставляя возможность каждому найти свой дальнейший образовательный путь, отмечает министр образования и науки РФ Ольга Васильева. «Изменения в экономике и обществе диктуют темпы развития и образовательной отрасли, и Салон – зеркало подобных изменений, отражающее конкурентоспособность российского образования, – заявила министр. – Надеюсь, что Салон выступит площадкой для множества увлекательных и плодотворных дискуссий, перерастающих в дальнейшее взаимодействие между участниками, потому что только совместными усилиями можно достичь значимых результатов».

Северо-Восточный федеральный университет также активно принимает участие в работе салона. Как отмечает советник ректора СВФУ Алексей Ермаков, начиная с первого дня выставки, разработками и научными исследованиями якутского университета интересуются различные инновационные предприятия и вузы.

СВФУ участвует в работе Салона с собственным презентационным стендом, который в интерактивном режиме рассказывает о проектах университета

«Многим интересны испытательный полигон автодорожного факультета, медицинские достижения. Мы обмениваемся контактами и ведем переговоры для укрепления партнерских связей, – отмечал советник ректора. – Кроме того, СВФУ вызвал живой интерес будущих абитуриентов. Представление университета на международном салоне очень важно и значимо для дальнейшего развития».

Мыслить креативно



По мнению заведующей кафедрой социологии и управления персоналом ФЭИ СВФУ Анны Михайловой, сегодня ответственность за развитие креативного мышления на себя берут частные образовательные учреждения, однако острая потребность в изменении подходов и сознания возникает и в классическом академическом пространстве.

«Среди важных междисциплинарных навыков, которые часто упускают в академической школе – генерация и воплощение идей, и это в условиях современного мира, когда именно на уровне идей происходит основная конкуренция, – уверена Анна Михайлова. – Необходимо учить осознанным креативным процессам, креативной методологии. Надо генерировать идеи постоянно, чем больше рассуждаешь и работаешь с информацией, тем гибче становится мозг и тем легче придумывать новые идеи».

Нужно позволить себе совершать ошибки – это тоже этап роста и условие креативности, считает эксперт

Заведующая кафедрой социологии и управления персоналом ФЭИ СВФУ уверена: важно, чтобы создавались креативные школы будущего, и обучение нужно начинать с дошкольного возраста. «Сегодня в приоритете личная ответственность и творческая составляющая получения знания. Поэтому не случайно девиз современного образования: «Создавай!», – объясняет Анна Михайлова. – Цель креативных школ — это превратить из потребляющего человека в создающего человека. Навыки XXI века – креативное мышление и цифровая компетентность. Именно поэтому обучение навыкам computer science надо начинать с дошкольного возраста».

Сыграть на дизайне мышления



Почему важно развивать креативность у студентов? Какая для этого важна инфраструктура? Как преподаватель успевать выполнять научные показатели по статьям и креативно вести занятия? Как креативность может повысить привлекательность вуза?

Например, в школе медиакоммуникаций РАНХиГС уже не ведут классических занятий в формате лекций, а используют различные интерактивные формы взаимодействия; преподаватели ВШЭ научились управлять бюджетом времени за счет внедрения креативного подхода при проектировании своих занятий, в результате сейчас являются лидерами по публикациям в рейтинговых изданиях.

Одной из форм коммуникативных площадок в ВШЭ стала площадка для подзарядки сотовых телефонов, отметили на площадке

Так, пока подзаряжаются телефоны, студенты обсуждают креативные проекты. Для этого на одной из площадок ВШЭ спроектирован креативный лофт для магистрантов, где показывают процесс дизайн-мышления, являющийся итерационным: выдвигается идея, тестируется, прототип результата, улучшение за счет полученного опыта и поиск ещё более лучшего решения.

«Самая очевидная область применения дизайн-мышление в обучении – это проектная деятельность, формирование образовательного пространства и инфраструктуры, – отмечает Анна Михайлова. – Дизайн-мышление – это способ построения человеко-ориентированных продуктов и услуг. Образовательное учреждение можно рассматривать таким продуктом и сервисом. Задача руководителя образовательной системы – не только обеспечить высокое качество образовательного процесса, но и сделать своё учреждение привлекательным для обучающихся, родителей, педагогов, партнеров».

Дизайн-мышление может помочь в процессе анализа деятельности образовательной системы на всех её уровнях и подготовке конкретных изменений

Основной вывод для СВФУ, по мнению заведующей кафедрой социологии и управления персоналом ФЭИ СВФУ Анны Михайловой, это то, что необходимо меняться в условиях трендов образовательной среды, развития цифрового пространства, перестраивать свое мышление, формировать дизайн образовательных программ и повышать бренд СВФУ в медиапространстве, опираясь на методику создания инноваций под названием «дизайн-мышление».

Школа – вуз


Также команда Финансово-экономического института СВФУ выступила на плошадке Салона с новым образовательным проектом, затрагивающим сферу школы и вуза. Заведующая кафедрой социологии и управления персоналом ФЭИ СВФУ Анна Михайлова и декан ФДОП СВФУ Светлана Федорова выступили на ММСО-2018 в формате панельной интерактивной дискуссии с элементами play future на тему «Профессиональное самоопределение выпускников в условиях цифрового пространства».

Участниками от СВФУ предложен проект профессионального самоопределения выпускников школ Якутии в условиях опережающего развития экономики Дальнего Востока при сетевом взаимодействии ШКОЛА-ВУЗ». «Цель проекта – разработать модель партнерского взаимодействия вуза и школ Ассоциации «Северо-Восточный университетский образовательный округ» по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников в условиях опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктической зоны РФ», – объясняет Анна Михайлова.

Основными принципами подхода являются синергия, креативность, проектное управление, визуализация и системный анализ

Представителями СВФУ была предложена региональная концепция профессионального самоопределения обучающихся, опирающуюся на взаимодействие в четырех плоскостях: образовательная, социальная, профессиональная среда и среда субъекта обучения (среда обучающегося)», – продолжает заведующая кафедрой социологии и управления персоналом.

«Школа-2030»


«Школа-2030» – это государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы, также известное как «Школа будущего» благодаря осуществляемым в ней инновационным учебным проектам и полному оснащению современным оборудованием. Это открытая образовательная среда, обеспечивающая непрерывное образование, которое начинается с первых шагов ученика, переступившего порог школы. В школе работает профильный лицейский класс при экономическом факультете МГУ.

Как отметили на площадке Московского международного салона образования-2018, школа – одна из лучших в Москве по техническому оснащению: индивидуальный компьютер MacBook у каждого ученика, мини-лаборатории, смарт-доски, научные комплексы с цифровыми измерительными приборами, информационные киоски с текущим расписанием, среда для занятий спортом – большой и маленький бассейны, тренажерный зал, скалодром, спортивные залы, реализуется партнерская сеть для занятий дополнительным образованием.

На базе данной школы создан проектный офис в 2017 году. Проектный офис курирует следующие проекты: «Современная образовательная среда»; «Курчатовский проект конвергентного (междисциплинарного) образования»; «Инженерный класс в московской школе»; «Московская электронная школа»; «Дополнительное образование для детей», запуск стартапов, новая матрица образовательной деятельности, новые ориентиры дополнительного образования, цифровые методы управления талантами и работы с одаренными детьми, совершенствование экосистемы школы. В настоящее время формируются участники проектного офиса и партнеры школы в регионах.

Отметим, что Ассоциация школ Северо-Восточного университета была представлена на площадке ММСО и приглашена в проект «Школа 2030»

Основной вывод площадки – успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в образовательной системе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности обучающихся — проектной деятельности. При этом важна интеграция образовательной, социальной, профессиональной среды и самого обучающегося. Важная роль принадлежит развитию партнерской сети.Анна Михайлова, заведующая кафедрой социологии и управления персоналом ФЭИ СВФУ

Фото: из группы ММСО-2018 ВКонтакте

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.