/ Ульяна Евсеева

Сахаляры: вопрос национальной идентичности

У всех есть право выбирать образ жизни. А право выбрать национальность есть у некоторых. Перед вами - фотопроект о самоидентификации людей, в которых смешаны разные корни. Вместе с экспертами и героями мы попытались показать проблему национального «я». Визуализируя их, мы даем возможность задуматься: стоит ли делить людей на нации?



Вера Янкова, 21 год

Мать: якутка
Отец: поляк
«По отцовской линии я унаследовала польские корни.  Я не считаю, что смешение кровей равнозначно потере национальной идентичности и этноса. Если говорить о чистоте расы и национальности, то все давно уже перемешано и потеряно».



Ангелина Цыремпилова,  21 год

Мать: якутка
Отец: бурят
«Когда я была маленькая, у мамы всегда спрашивала, почему я не якутка, как мои одноклассники, соседские дети. Мама мне всегда говорила, что национальность – не самое важное для человека, а главное то, какой ты человек внутри. Но когда меня спрашивают, я говорю, что у меня национальность смешанная: есть якутские и бурятские корни».



Петр Кормин, 21 год

Мать: эвенка
Отец: казак
«Я всегда горжусь своим происхождением. Везде есть плохие и хорошие люди. И это не зависит от национальности. Смешанность корней –  это как две стороны одной медали. С одной стороны, это красиво, и ты можешь быть частью той или иной культуры. С другой стороны, ты никогда не выберешь конкретную национальность».

«В нашем обыденном и политическом сознании возобладало убеждение, что национальность у каждого одна и дается ему с рождения. Эти представления сложились как итог многолетней практики натурализации этничности в советское время. Именно тогда были заложены основы индивидуального или коллективного приписывания к официально признаваемым категориям национальности.
Внешность – один из главных критериев для определения своей национальности. Однако значимость этого фактора по-разному проявляется у потомков межрасовых и внутрирасовых браков. Там, где в семье родители отличаются по фенотипу, респонденты чаще определяются обществом как «смешанные». Несколько иная ситуация складывается у тех, кто является потомком межнациональной семьи, где нет сильной разнице в фенотипе родителей. Например, саха-эвенкийские семьи, саха-бурятские семьи. У потомков таких семей, как правило, внешность не выступает фактором самоопределения – на первый план они ставят культурные факторы.».Ольга Осипова, кандидат политических наук, научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН


Владимир Маччасынов, 23 года

Мать: якутка
Отец: португалец
«Никогда не делил людей по национальности и цвету кожи. В Якутии нас и так немного. Зачем еще делить людей на «сахаляров», «чистых якутов». Самое главное – это то, что живет внутри тебя. Во мне живет обычный якутский парень из Сунтара. Отбросьте стереотипы – и жизнь станет ярче!»



Гульнара Родионова, 28 лет

Мать: якутка
Отец: татарин
«Национальность человека передается через воспитание – мы традиционная якутская семья. Мои родители встретились в 70-ые годы в Башкортостане, поженились и живут в Якутии. Сейчас отец говорит на якутском языке лучше нас, он практически уже не татарин. Смешанность разных национальностей во мне проявляется в особом отношении к миру, более широком взгляде на человечество в целом. Человек с разными корнями –  это человек с изначально расширенной внутренней географией, без рамок и ограничений с самого рождения».



Галина Гаврильева, 24 года

Мать: якутка
Отец: поляк/русский
«У нас есть возможность выбора. Выбора языка, на котором можно говорить, культуры, которой стоит следовать и религии, которую нужно исповедовать. Мы и по жизни идем тем же путем: путем выбора с кем общаться и кому доверять – это на подсознательном уровне делает нас увереннее и морально устойчивее. Корни дают нам большую силу для достижения поставленных целей и иммунитет от тех, кто настроен против нас».

«В моноэтнической семье не возникает проблем в самоопределении, потому что у ребенка национальность предписана. Человек сразу знает, кому себя отнести. В межэтнической семье, когда отец и мать разных национальностей, то возникает ситуация двух форматов: это может быть маргинальная ситуация, когда человек не знает, к кому себя отнести, либо биэтническая, когда ему комфортнее быть и тем, и другим.
Почему людям важно знать национальность человека? Отнесение человека к какой-либо национальности – это самая древняя форма категоризации. Когда еще не было социальных слоев, спрашивали: «Кто ты?» Люди одной национальности будут спрашивать друг у друга место жительства. Это один из способов структурировать мир, отнести человека к какой-то категории».Ксения Ким, кандидат психологических наук, старший преподаватель Института психологии СВФУ


Максим Слепцов, 21 год

Мать: якутка
«Когда спрашивают о национальности, говорю, что я – якут. Я рос с обычными якутскими парнями, играл в обычные дворовые игры в деревне. Меня воспитывали так, чтобы я стал хорошим человеком, любил труд и ценил людей, уважал их культуру, национальность».



Валерия Федорова, 23 года

Мама: украинка
Отец: якут
«Говорят, что я «нуучча», а в детстве соседская детвора учила меня говорить по-якутски. «Я кутуйах» с гордостью выговаривала я их слова, думая, что это что-то приятное. Мне кажется, что все зависит от языка, на котором говорит человек. Я с детства хожу в русскоязычный садик, школу, поэтому считаю себя больше русской, чем украинкой или якуткой. Хотя украинский язык знаю лучше, чем якутский».



Егор Ефимов, 22 года

Мать: якутка
Отец: казак/поляк
«Я музыкант, пианист. Это определение говорит обо мне больше, чем национальность. Я играю в группе «Session Club». Музыка делает человека индивидуальностью, а чистых национальностей практически нет».



Александр Борисов, 27 лет

Мать: якутка
Отец: украинец
«Если я долго не вижу себя в зеркало, то думаю, что у меня чисто якутская внешность. Но когда я захожу в ларьки за овощами и фруктами, продавцы принимают меня за «своего». Я уверен в том, что национальность человека – внутри себя. В моем понимании родина – это не административная единица. Это место, где живут твои родители, где тебе комфортно, где ты понимаешь окружающих, а они – тебя».

«Когда человек самоопределяет себя, соотносит себя к какой-либо группе на основе рационального выбора, это может быть прямой интерес или определенная выгода быть представителем данной группы. Данный подход фиксирует не устойчивость, а подвижность, ситуативность этничности. Исходя из этого, если спросить у сахаляра о том, как он себя самоопределяет, то у него будет два варианта. Сахаляр будет определять себя из той ситуации, которая будет выгодна ему: выгодно быть якутом – будет якутом, выгодно быть русским – будет русским. У него есть возможность выбора. Сегодня ярким примером инструментализма в национальном вопросе является украинско-русский конфликт.
Что обычно определяет принадлежность человека к национальности?
1. Родной язык
2. Внешний облик
3. Место проживания
4. Национальности родителей
5. Воспитание, которое дали родители
6. Близость к традициям культуры народа
7. Особенности бытовой культуры и поведения
8. Религия ».Виктория Михайлова, кандидат философских наук, доцент кафедры североведения СВФУ

Фото: Евгений Ураанхай, специально для редакции новостей СВФУ

Материал, который вы прочитали, опубликован в десятом номере журнала «Open. Открытый университет» — издании о людях, науке, культуре и бизнесе. В продаже в учебных корпусах университета, киосках «Книжный маркет», «Горпечать», «Сахапечать» а также в нашей редакции на Петровского, 5.

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.