/ Ульяна Евсеева

Школа хочет «повзрослеть»

Школы при вузах – сравнительно новое явление для российской образовательной системы. Что же это такое: подготовительные курсы, профильные классы или все-таки средняя школа повышенного уровня? Как это будет выглядеть – разбирался «Наш университет_онлайн».

В январе на встрече с представителями образовательных учреждений глава республики Егор Борисов, касаясь вопросов повышения качества взаимодействия между школой и вузом, поручил до 1 сентября текущего года сформировать предложения о создании при трех вузах: Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова, Якутской государственной сельскохозяйственной академии и Арктическом государственном институте искусств и культуры – специализированных школ.

У школы новые конкуренты

В 2013 году в рамках проекта Департамента образования города Москвы, были созданы первые школы при вузах, так называемые преуниверситарии. Школы на базе своего вуза отрыли сразу девять университетов: РГГУ, НИУ ВШЭ, МИФИ, МИИТ, МГУДТ, МГГУ имени М.А. Шолохова, РЭУ имени Г.В. Плеханова, МГЛУ, МГПУ.

В образовательном сообществе сразу возник вопрос, какой смысл в подобных инициативах, если университеты на сегодняшний день практически полностью отказались от собственных экзаменов по профильным предметам и перешли к формату Единого госэкзамена. Конечно, остались лишь вступительные на некоторых творческих специальностях и устные собеседования.

Но суть создания таких предуниверситетских школ была изначально совсем другая: они должны давать не только хорошее среднее образование, но и азы высшего. Подразумевалось, что они будут готовить по-настоящему мотивированных абитуриентов, которые не только отлично сдадут ЕГЭ, но и покажут лучшие результаты во время обучения в вузе.

Школы создаются на базе крупных вузов, обучение длится два года, набирают по конкурсу учеников в 10-й класс. Например, первый бесплатный предуниверситарий был открыт в Высшей школе экономики, который с самого начала работы позиционирует себя Первой школой, где действуют образовательные стандарты для старших классов. Стандарт лицея подразумевает работу по индивидуальным учебным планам и совершенно новый подход к целям среднего образования.

Абитуриенты кормят высшую школу

Между тем система образования испытывает серьезные последствия демографической ямы. Эксперты в области образования прогнозируют, что ее отголоски в высшей школе будут ощущаться до 2018 года. Посудите сами: в 2013 году количество выпускников якутских школ составляло 9 800, в 2014 – 9 600, в этом – 8 700. Как ни крути, количественный спад все же бьет по качеству набора в вузы.

В связи с этим перед вузами стоит задача работать напрямую со школами: разрабатываются и реализуются разные проекты, форматы по сотрудничеству, чтобы привлечь абитуриентов.

IMG_7796
«Мы работаем над тем, чтобы демографическая ситуация не повлияла на нас. В частности, после придания вузу федерального статуса организовали Северо-Восточный университетский образовательный округ – некую ассоциацию, в которую входят 101 школа, в том числе из Хабаровского края, Магадана, Чукотки и Камчатки. Наши специалисты, преподаватели помогают учителям повышать квалификацию, работают напрямую с детьми. Мы стали одним из 74 вузов России, Мы стали одним из 74 вузов России, которые проводят вузовские предметные школьные олимпиады,  по числу участников за пять лет мы достигли от 9 000 дошли до 36 тысяч участников», – рассказывает проректор по педагогическому направлению СВФУ Михаил Прокопьев.

В свете массовых оптимизаций в системе высшего образования создание таких предуниверситариев, могло бы стать значительной поддержкой и для вузов, и для школьной системы.

В своем интервью «Российской газете» заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Леонид Печатников рассказал, что такая идея возникла по аналогии с процессом, происходящим в школах. «Как детсад в ходе реформы стал частью начальной школы, так старшие классы школ станут частью университета, тогда преподаватели университета начнут готовить старшеклассников по тому профилю и к сдаче тех экзаменов, которые необходимы для поступления в вуз. Это и эффективно, и выгодно в экономическом плане», – сказал он.

Проректор по стратегическому развитию СВФУ Василий Саввинов подчеркнул, что данная инициатива позволит использовать весь потенциал университета. «Опыт профессорско-преподавательского состава и богатая учебно-лабораторная база, несомненно, отразятся на качестве образования. И сама вузовская среда, дух студенчества воспитывает иное отношение к обучению, – говорит он. – За примером далеко ходить не надо. Опыт Республиканского лицея-интерната, который начал работу на базе Якутского государственного университета, показывает, что преподаватели вуза могут строить хорошую базу для школьников, адаптируя детей к студенческому формату обучения», – считает проректор вуза Саввинов.

В этом плане, по его мнению, отлично зарекомендовали себя фирменные классы университета, открытые в трех столичных школах с этого учебного года. В Центре взаимодействия с образовательными учреждениями факультета довузовского образования СВФУ убеждены, что базовые классы – это долгосрочная работа со школами, результаты мы увидим, когда дети окончат школу и будут поступать в вузы. «Это особая форма взаимодействия школьников и федерального университета. Классы закреплены за определенными учебными подразделениями университета», – рассказывает главный специалист центра Аксиния Обутова.

Кроме занятий, ученики фирменных классов получают возможность прослушать дополнительные курсы по выбранному профилю, а также посетить семинары и экскурсии, организованные преподавателями университета.

Директор Саха-Политехнического лицея, где открылся базовый класс СВФУ в 2015 году, Надежда Тимофеева уверена, что школы при вузах – это выгодно и самому старшекласснику. «По сути, школьник получает бесплатное репетиторство, а выгода для вуза в том, что к нему придет «свой», подготовленный абитуриент. Ну и городу хорошо, когда в нем живут высококлассные специалисты, которые обязательно выведут Якутск на новый уровень экономического и социального развития».

IMG_7811
Каждые новые реформы позволяют качественной школе быть более массовой, считает кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института СВФУ Любовь Степанова.
Например, с 2014 года в университете реализуется проект СВФУ и Якутской городской национальной гимназии в формате школы-лаборатории «Сергелях». «Считаю это серьезным опытом в плане сотрудничества вуза и школы. Коллектив вуза на деле использует инновационные педагогические технологии, направленные на расширение мировоззрения учащихся, получение более глубоких знаний, воспитание стремления детей к постоянному самообразованию», – отмечает Степанова.

Школа – вуз

Сегодня, когда к системе ЕГЭ подключились все университеты, преподаватели говорят, что появилась большая проблема – разрыв между школой и вузом. То есть дети приходят в университет совершенно не готовые. Может быть, поэтому университеты чувствуют потребность в создании образовательного пространства, чтобы преодолеть этот разрыв.

– Сейчас родители делают все, чтобы человек 14-15 лет, стремящийся к знаниям, мог не только подготовиться к ЕГЭ, но и расширить кругозор, правильно выбрать свою будущую профессию, – продолжает Любовь Степанова. Школьникам в предуниверситариях предложат интересное и качественное обучение, научат умению мыслить, рассуждать, доказывать. Важно понимать, что у вузов, как правило, есть все кадровые и иные возможности для того, что помочь подняться на уровень выше.

Директор Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского района Марина Петрова предлагает «освежить нынешние форматы», чтобы, придя в университет, ребенок не чувствовал себя не в своей тарелке.

«Школа готовит ребят к жизни в обществе, которого еще нет. Сейчас бум технологий, все постоянно меняется. Кажется, что намного важнее научиться критически мыслить, сопоставлять разные мнения и факты, отсеивать ненужное и ложное. Это пригодится и в университете, и в жизни. А у нас всех школьников приучают к тому, что у любой задачи возможен только один верный ответ, только за него поставят «пятерку». Но на самом деле верных ответов обычно бывает много. Научиться работать с этим многообразием, оценивать варианты, принимать решения – этому, может быть, и научат во «взрослой школе», то есть в школах, где будут обучать преподаватели», – уверена Петрова.

IMG_7809
Новые школы при университетах не просто сотрудничают с вузом, а полностью входят в его структуру. Это значит, что преподавать ребятам будут не школьные учителя, а университетские преподаватели.

Школы при вузах – это не обязательно подготовка студентов «под себя», это не самоцель. Такого мнения придерживается проректор Михаил Федоров. «Заставлять школьников поступать куда-то конкретно никто не будет – это полностью всегда было и будет свободным выбором ребенка. Школьники сами смогут корректировать свой учебный план, как в университете. Ключевой момент этой идеи в том, что детей не обучают по университетским дисциплинам, а знакомят с ними, совмещая со школьной программой. При поступлении в вуз у них не будет потребности в адаптации, это будут готовые к учебе высокомотивированные первокурсники, которые уже составили свою стратегию студенческой карьеры, уже в процессе предуниверситетского образования».

Автор фото: Мичил ЯКОВЛЕВ, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.