/ Андрей Лупанов

Социальный узел для высшего образования. Может ли вуз дать «всем, всего и побольше»?

В Европе студенчество, в частности и университетское сообщество в целом, с особым пиететом относится к своим академическим свободам и предоставляемым им социальным гарантиям со стороны государства. В некоторых странах стремление добиться благоденствия для всех и вся привело к интересным экспериментам. Так, в австрийских вузах были отменены вступительные экзамены практически на все специальности, кроме медицинских. Этот шаг вызвал целую череду негативных последствий. «Наш университет» попробует разобраться, есть ли пределы социальным гарантиям, и когда они перерастают в социальное иждивенчество?

В Европе студенчество, в частности и университетское сообщество в целом, с особым пиететом относится к своим академическим свободам и предоставляемым им социальным гарантиям со стороны государства. В некоторых странах стремление добиться благоденствия для всех и вся привело к интересным экспериментам. Так, в австрийских вузах были отменены вступительные экзамены практически на все специальности, кроме медицинских. Этот шаг вызвал целую череду негативных последствий. «Наш университет» попробует разобраться, есть ли пределы социальным гарантиям, и когда они перерастают в социальное иждивенчество?

А если все экзамены взять и отменить?!

Откуда «растут уши» у австрийского социального эксперимента с отменой вступительных экзаменов в вузы? Давайте рассмотрим этот вопрос в исторической ретроспективе. Всем известно, что первые университеты появились в Европе еще в средние века. Изучалось тогда наук крайне мало, образовательный процесс был неэффективным и очень длительным (порой достигая 12-15 лет), а студенты тех времен, если у не было богатых родителей, жили, по сути, на «подножном корму», одевались в лохмотья, питались, чем попало и мало отличались от уличных бродяг. Однако именно в средние века была такая практика, когда студентом мог стать любой желающий человек, ведь для обретения статуса «школяра» (так тогда называли студентов) требовалось сообщить об этом руководству вуза и внести небольшой вступительный взнос, так называемую «collecta», для преподавателя, в чьем классе человек хотел заниматься. Современная австрийская система высшего образования практически один в один копирует средневековые образовательные стандарты – учись на кого хочешь, только плати 300-500 евро в семестр (стоит отметить, что оплата была введена несколько лет назад, до этого обучение было полностью бесплатным).

«Мне не известно, как в точности эта система работает в Австрии, но если логически подумать, то у них, вероятно, очень высокий отсев студентов, особенно на первом курсе. И в этом нет ничего плохого. Фактически, если там работает естественный фильтр, когда принимают всех желающих, но реально учится тот, кто может осилить учебу, то такая система оправдана. Тут на первый план выходят вопросы лучшей адаптации и наличия способностей, – отмечает доцент исторического факультета СВФУ Александр Николаев. – Если же говорить о России, то считается, что ЕГЭ само по себе фильтр, но с моей точки зрения оно не так эффективно, как об этом принято думать. Ведь бывает и так, что высокие баллы ни о чем не говорят, а те, кто успешно сдавал ЕГЭ у себя в школе, поступив в вуз, оказывались фактически профнепригодными».

Стремясь охватить влиянием вуза как можно более широкие слои молодежи, было бы ошибочно проводить политику максимального сохранения студентов. Слабые должны отчисляться, не нужно никого «вытягивать», это негативно скажется на общем уровне подготовки. Если преподаватель ставит много двоек, то дело, вероятнее всего, в слабой подготовке студентов, а не в «плохом» преподавателе». Александр НИКОЛАЕВ

Бытие определяет сознание?

В последние годы много говорится о социальной ответственности бизнеса перед обществом. Есть такая ответственность и у образовательных учреждений, ведь их задача − это не просто передавать молодому поколению знания и профессиональные навыки, но и обеспечить этот процесс соответствующими удобствами.
«По сути, все учебные заведения несут социальную ответственность перед государством, перед народом. Вся деятельность вуза крутится вокруг одного субъекта образовательных взаимоотношений – студента. И в этой ситуации каждый университет балансирует между договорными отношениями и отношениями «студент-вуз», – говорит председатель Первичной профсоюзной организации студентов СВФУ Александр Сусоев. – Очень важно создавать максимально комфортные условия для получения качественного образования в стенах университета. Вуз несет ответственность за обеспечение качественного образования и воспитание будущего поколения».
Если разбирать в целом по России, то со вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ», социальные льготы для студентов подверглись корректировкам. Так без вступительных испытаний будут зачисляться в вузы только победители и призеры всероссийских и некоторых международных школьных олимпиад, а студенты с особыми образовательными потребностями зачисляются за счет бюджета по специальной квоте. Для других категорий льготников будут созданы бесплатные подготовительные отделения вузов, по окончанию которых они получат преимущественное право при зачислении на следующий год.
Одной из наиболее острых проблем в стране остается острая нехватка общежитий и повышение плата за проживание в них. Так, по данным Российского студенческого союза в некоторых вузах за 2013 год она выросла в несколько раз. На этом фоне Северо-Восточный федеральный университет продолжает проводить последовательную политику социальной защиты студентов, за которую он удостоился звания «Лучший социально-ориентированный вуз» в 2012 году.

Вся деятельность вуза крутится вокруг одного субъекта образовательных взаимоотношений – студента. И в этой ситуации каждый университет балансирует между договорными отношениями и отношениями «студент-вуз» Александр СУСОЕВ

Запад есть запад, восток есть восток

Не все так безоблачно и в объединенной Европе, где расходы на образование за последние несколько десятилетий растут в геометрической прогрессии от общего числа студентов.
«Если сравнивать подходы к социальной политике в сфере высшего образования, то можно отметить, что на данном этапе европейцы могут себе позволить сделать его всеобщим и без вступительных экзаменов. Тем более, что в таких странах, как Австрия доминируют специальности нетехнического профиля – гуманитарные, социальные и общественные науки, – считает доктор биологических наук Михаил Черосов. – Для России такой всеобъемлющий путь гуманитаризации неприемлем, так как сильнее всего он ударит по отечественному сектору реального производства. Россия всегда ориентировалась на прикладные дисциплины, а при смене образовательного вектора сама структура нашего общества может сильно поменяться. В то же время в нашей стране высшее образование всегда было общедоступно, оно не было чем-то элитарным. Даже во времена СССР, которые теперь так хвалят, конкурс в вузы был выше, чем сейчас, а мест соответственно меньше. Это создавало некоторый дефицит высшего образования, но он и должен был присутствовать, так как дает стимул стремиться к большему, к развитию».

Цени, что имеешь

Уровень университетов, как и проводимая ими социальная политика, даже в границах одной страны, могут сильно разниться. К примеру, это наглядно продемонстрировал проводившийся в прошлом году мониторинг цен на проживание в общежитиях российских государственных вузов.
Северо-Восточный федеральный университет можно смело относить к более благополучным в плане социального обеспечения вузов. Поэтому в канун Татьяниного дня хотелось бы напомнить студентам, сколь многое делает для них их альма-матер. Таким условиям для учебы, научных занятий, творческого и спортивного развития можно только позавидовать.

Несмотря на то, что численность студентов вузов в последние годы постепенно снижается, согласно прогнозам в 2015 году в российских вузах будут обучаться 4,2 миллиона человек. Это делает студенчество одной из крупнейших социальных групп в России.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.