/ Айсен Протодьяконов

Тень знаний: поколение большого пальца

Каждое поколение ставит перед образовательной системой свои требования - с учетом эпохи, тенденций, моды, политической ситуации в мире и прочее. Нынешнее же поколение, получившее название «дженерейшен Google», ставит вопросы, которые еще несколько десятков лет назад никто и представить не мог. Например, как и чему учить молодежь, если вся информация и ответы на все вопросы у них всегда под рукой, и она уже знает, как добывать знания во всемирной сети?

«В этом мире только Google понимает меня с полуслова»

В начале двухтысячных британские ученые установили, что у людей, которые часто пользуются мобильными телефонами и интернетом, меняется структура большого пальца. Он становится более гибким и крепким. В Японии же, говорят, изменения были настолько заметны, что родилось выражение – «поколение большого пальца».

Сегодня, во времена сенсорных экранов, это определение может показаться абсурдным, тем не менее оно все еще характерно для молодежи. И сейчас посредством пальца мы меняем иконки и виджеты, то есть способы получения информации остались те же. Меняются только гаджеты под пальцами.

Основная проблема – доверие к информации в сети. По последним данным «Левада-центра», в России все чаще обращаются к интернету, чтобы найти нужную информацию (два года назад – 33%, сейчас – 41%). В апреле 2012 года пользователи всемирной паутины обогнали по численности аудиторию телевидения.

Здесь стоит отметить, что любой более-менее продвинутый интернет-пользователь знает, что огромную часть всей размещенных в Сети данных занимает так называемый информационный мусор. Получается, проблема зачастую даже не в том, что за информацией молодежь чаще обращается к интернету, а в самом качестве обнаруженной информации. Отсюда вытекают другие проблемы. Например, «копипаст» (копировать/вставить) – круговорот одной и той же информации в среде, хотя иногда и немного видоизмененной – сейчас достаточно сильно распространен во многих сферах жизнедеятельности.

«Выучил – сдал – забыл»

Ученые во всем мире бьют тревогу: у молодежи явные проблемы с памятью. В Южной Корее это явление недавно назвали цифровой деменцией: когда в достаточно молодом возрасте наблюдаются схожие проблемы с памятью, что и у пожилых людей.

Причину видят в одном – слишком частое использование цифровых технологий в жизни и неоправданное доверие к информации с интернета.
«Складывается впечатление, что память нынешней молодежи находится не в голове, а в смартфоне, – говорит Виктор Михайлов, доктор философских наук. – Все же эрудиция и кругозор – это то, что находится в голове у студента, а не в очередном новом гаджете у него на руках. Прежняя система образования была ориентирована на фундаментальность знаний, на запоминание и воспроизведение. Ведь еще в древности знанием называли то, что остается в памяти. Это остаточное явление. Его проверяли единственным способом – воспроизведением, а также трансформацией этих знаний в навыки.

Знание становится навыком, когда оно мгновенно выдает необходимое решение или ответ. Сегодня, когда знания более фрагментарные, выборочные, сиюминутные, в педагогическом сообществе нет общих критериев оценки знания студента. Пункт воспроизведения по памяти исключен, каждый преподаватель оценивает уровень знаний студентов по-своему. Говорят, что главное – понимание, но ведь каждый раз в справочник или в интернет не залезешь. Да и не бывает понимания без запоминания.

Конечно, долго можно сравнивать нынешнюю и традиционную системы образования. Ведь недостатки и достоинства есть и у той, и у другой.

О традиционной системе образования стоит вспомнить хотя бы потому, что в исследовании, проведенном в 2012 году PISA (Programme for International Student Assessment – международная программа по оценке успеваемости учащихся), первые места заняли учащиеся из Китая и других азиатских стран, где в основе образовательной модели лежит не понимание, а традиционная «зубрежка».

В исследовании участвовали 65 стран и территориальных образований. Россия находится где-то в середине списка между Словакией и Испанией. Исследование включало математику, чтение и естественнонаучные дисциплины.

В противостоящем советской школе личностно-ориентированном подходе выделяют такие плюсы, как курс на развитие личностных качеств и индивидуальности человека, а вместе с тем и направление на интересы самой личности, нежели взаимодействующих с ним государственных, общественных и других институтов.

Обучают другие, образовывает себя человек сам

Образование, несомненно, остается одним из основополагающих аспектов в жизни человека. Но сейчас, во времена быстро развивающихся современных технологий, когда одно открытие может завтра изменить весь мир, одного образования явно недостаточно для дальнейшей конкурентоспособности специалиста. Ни одно учебное заведение не обладает такой оперативностью, чтобы вовремя отреагировать на текущие изменения, отслеживать самые современные направления в науке и технике и владеть новейшей проверенной информацией. Еще в 2007 году исследователи Университета Южной Каролины установили, что общий объем сохраненных данных к 2007 году составил 295 эксабайт (295 миллиардов гигабайтов). С учетом головокружительного темпа развития информационных технологий информации сейчас все больше и больше.

На одну арену вместе с образованием выходит самообразование. Самообразование в толковом словаре определяется как приобретение знаний путем самостоятельных занятий, вне учебного заведения и без помощи преподавателей.

«Наши выпускники должны многое знать о своей специальности, владеть ремеслом и успешно трудиться на основе полученных знаний, – говорит доктор педагогических наук Дмитрий Данилов. – Раньше нам говорили, что именно надо запомнить: делать так – правильно, а так – нет. Во времена индустриального общества это было нормой, с этими знаниями ты мог гарантированно найти работу. А сегодня специалисты должны быть более коммуникабельными, они должны постоянно искать что-то новое, потому что все вокруг меняется очень быстро, и информация в первую очередь. В связи с этим преподаватель никогда не должен навязывать студентам свою идею, свою точку зрения, ибо все, что он говорит, не является истиной в последней инстанции. Конечно, у каждого преподавателя свои методы обучения, я же учу их искать информацию самостоятельно, а не так, чтобы они слушали только одного меня. Перед началом лекций я даю дополнительные задания и даю список рекомендуемой литературы, чтобы они сами добыли некоторую информацию по теме и сформировали мнение. К следующему занятию я говорю им свою точку зрения по теме, а они – уже свою».

Вне сомнения, что самообразование – это прежде всего дисциплина и постоянная работа над собой. И тут, по обыкновению, начинаются проблемы.

«Много сегодня разговоров, что студенты плохо над собой работают, ведут разгульный образ жизни и вечно всюду опаздывают. Считаю, что студентов надо учить самоконтролю и ставить себе цели. Например, я им советую вести свое портфолио, чтобы они записывали туда свои достижения, цели, отчеты по дням и прочее. Окружающие ведь имеют какое-то мнение о тебе, о твоих способностях и о твоих действиях и, надо сказать, не всегда объективное, ведь они не знают о тебе всего. Надо вести свой отчет, тогда легче будет держать контроль, а также можно будет научиться ставить себе цели. И, конечно, преподаватель должен быть ближе к студенту, понимать и поддерживать, а не только наставлять и требовать. Должно быть обоюдное доверие, сейчас без этого никак», – уверен профессор.

«Правило двух»

Обучающийся, хоть и является главным действующим лицом современного образовательного процесса, но и он должен стараться идти в ногу со временем. К сожалению, иногда возникают проблемы такого плана, когда студенты, зачастую технически более подкованные и имеющие более высокую информационную культуру, чем сами преподаватели, теряют к учебе всякий интерес.

В преподавательской сфере практикуются различные методы обучения современной молодежи. «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей», – утверждают преподаватели. Но нет такого универсального метода, с помощью которого можно было бы донести любое требуемое знание просто и доходчиво, кроме тех привычных и проверенных временем форм обучения, действующих поныне. Современные же информационные технологии призваны только помогать процессу обучения, но иногда они зарождают и новые направления, вроде дистанционного образования. И какие бы вопросы ни ставили перед образованием отдельно взятые поколения, надо понимать, что развитие информационных систем, свобода самовыражения, престиж какой-то отдельной профессии, тенденции, мода и другие вещи, хоть и значительно влияют на образовательную сферу, но каждый из этих вопросов по отдельности не может быть движущей силой всего. Все, что мы сейчас имеем в образовательном процессе, – итог всего взятого. Тут и вступление России в Болонский процесс в 2003 году, и престиж профессии в связи с развитием отдельной сферы деятельности, и многое, многое другое. Важно то, что какое бы ни было поколение и время, все неизменно крутится вокруг схемы «учитель – ученик», и до сих пор многое зависит именно от преподавателя, от его способности заинтересовать молодежь, мотивировать и направлять их мысли.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.