/ Туяра Павлова

«Трудно не привлечь кадры, а удержать». Решит ли проблему нехватки кадров «Земский учитель» в Якутии?

В 2020 году в России стартует программа «Земский учитель»: участники с Дальнего Востока, в том числе и Якутии, получат единовременную выплату в размере двух миллионов рублей. Получится ли решить проблему нехватки учителей в отдаленных регионах таким способом?

В этом году для Якутии выделено 19 вакансий – их отобрали из 310 заявок лонг-листа. В 2021 году воспользоваться субсидией смогут еще 16 учителей, а в 2022 – 15. За два года, что будет работать программа, всего для республики будет открыто 50 вакансий.

В 2020 году программой охвачены не все районы Якутии – Амгинский и Эвено-Бытантайский отказались от участия по собственным причинам. В каких школах откроют вакансии в следующие годы определят позже, сообщают в Министерстве образования и науки РС (Я).

В период с 2020 по 2023 годы на реализацию программы федеральный бюджет выделит 92 миллиона 600 тысяч рублей. К этой сумме добавятся республиканские 7 миллионов 400 тысяч рублей – общая сумма финансирования проекта составляет 100 миллионов рублей.

Министр образования и науки Якутии Владимир Егоров отмечает: требования к кандидатам достаточно серьезные, а расстояние переезда должно быть не менее 200 километров. Сейчас министерство в рамках работы над национальной программой развития Дальнего Востока готовит предложение о подобной программе для учителей региона, подчеркнули в ведомстве.

Судя по цифрам, такая программа республике необходима: в Якутии открыто около 500 вакансий на учительские места, 70 процентов из их числа – в сельской местности

Отдельно стоит отметить ситуацию в северных и арктических школах: например, лишь 9 процентов выпускников (всего 13 человек) 2019 года Педагогического института Северо-Восточного федерального университета поехали работать в районы. СВФУ – не единственное, но самое крупное в Якутии учебное заведение, где готовят педагогические кадры. Как сообщает директор пединститута Татьяна Третьякова, значительно больше половины выпускников СВФУ (67,31 процентов) работают после получения диплома по специальности, а в другие сферы уходят не более 2-3 процентов выпускников.

Первый заместитель министра образования и науки РС(Я) Михаил Присяжный отмечает, как для республики важно взаимодействие с СВФУ в решении проблемы обеспечения педагогическими кадрами районы республики, в том числе и арктических. Удаленные уголки республики – настоящая боль всей системы образования в республике. Михаил Присяжный с сожалением признает, что выпускников школ арктических районов, которые хотели бы поступить на педагогические специальности, меньше, чем потребность по подготовке кадров.

О чем говорят педагоги


Преподаватель по фортепиано Тиксинской детской школы искусств Лидия Ерохина вернулась в родной поселок после обучения в Якутском музыкальном колледже и рассчитывала получить квартиру, но из-за бюрократической путаницы заветную жилплощадь так и не получила. Но на размер заработной платы молодой педагог не жалуется, правда, Лидия работает на двух ставках.

Отдаленный поселок городского типа на берегу моря Лаптевых всеми силами пытается жить в ногу со временем: при местном культурно-спортивном комплексе даже пару лет назад открылся магазинчик здорового питания. Но привлекательности это все для молодежи не добавляет.

То, что основная проблема – это не привлечь кадры в сельские школы, а удержать, в профильном министерстве признают, поэтому, отмечает Михаил Присяжный, большое значение имеет создание условий для специалистов – оплата проезда, различные льготы и, конечно, обеспечение жильем.

Выпускники СВФУ в большей степени – уроженцы сельской местности. Поэтому больших психологических проблем при решении работать в сельской школе, в целом, у ребят не возникает, рассказывают в пединституте. Но для выпускников важно увидеть собственные перспективы, связанные с местом будущей работы, а также иметь выбор комфортного проживания и лучших условий для практической деятельности.

Директор Верхневилюйской средней школы №4 Юрий Кынатов считает, что привлекательность профессии падает и из-за постоянного прессинга на учителей

«Сейчас в России двоечник может подать в суд на школу за то, что его плохо обучили. Многие знают это и иногда злоупотребляют этим. И даже в нашей школе бывают случаи, что родители жалуются в прокуратуру, причем часто анонимно. Эта правовая вакханалия мешает молодым учителям закрепиться в школе. Привлекательность профессии не только в деньгах, а в том, чтобы человек комфортно себя чувствовал», – делится наблюдениями руководитель образовательной организации.

Директор Пединститута СВФУ Татьяна Третьякова с таким мнением не согласна. «Учителя сейчас защищены законом в части постоянного инспекторского надзора. Школа свободна в создании образовательного пространства в рамках ФГОС как в организации образовательного процесса, так и в обеспечении контроля за деятельностью педагогов», – объясняет она.

А что потом?



На счет будущего классического образования Юрий Кынатов не питает особых надежд, а склоняется к тому, что будут развиваться дистанционные и электронные формы обучения: «Сельские школы держатся за счет старшего поколения учителей. Многие учителя нагружены не только предметно, но и социально, скажем так: дежурство, педсоветы, классное руководство. И многие уходят в репетиторство и занимаются чисто обучением предмету. Думаю, что этот институт будет дальше развиваться».

В вузах, по мнению Татьяны Третьяковой, также будет расти число обучающихся дистанционно, что позволит увеличить целевую аудиторию образовательных учреждений

При этом не миновать серьезной конкуренции среди вузов, а глобализация образования станет основой для формирования стратегических альянсов между несколькими университетами из разных стран. «Как одно из возможных решений – создание гибкой образовательной среды, в которой будет место творческому началу преподавательской деятельности. ФГОСы должны давать большую свободу профессиональной педагогической деятельности, необходимо кардинально изменить систему аккредитации и систему аттестации педагогов, систему оценки деятельности преподавателей и образовательных организаций», – уверена директор пединститута.

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.