/ Иван Евсеев

«Цифрой» единой: о технологиях для развития экономики

Развитие информационных технологий диктует новые условия для развития экономики всех стран мира. Молодые люди, понимая всю важность происходящих событий, вовлекаются в сферу бизнеса. Создаются стартапы, которые дают возможность не только заработать, но и стать неотъемлемой частью в быту человека. О том, что ждет экономику России в последующие годы – в теме недели «НУ_онлайн».

Цифровая экономика – что это?


В послании Федеральному Собранию РФ от 1 декабря 2016 года, Президент РФ Владимир Путин предложил запустить масштабную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемую цифровую экономику.

Может возникнуть вопрос: для чего нам нужна цифровая экономика? Дело в том, что потенциал цифровизации создает предпосылки для конкурентных преимуществ государств или бизнеса как на национальном, так и на мировом уровне. К 2045 году к сети Интернет по всему миру будет подключено более 100 миллиардов устройств.

28 июля 2017 года Распоряжением Правительства РФ была утверждена программа «Цифровая экономика РФ», которая направлена на создание условий для развития в обществе знаний, повышения благосостояния и качества жизни граждан страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных информационных технологий.

Цифровизация экономики в Якутии

В Якутии имеется весь спектр развития цифровой экономики: ТОР, технопарки, венчурный фонд, агентство инвестиционного развития и многие другие. Создается IT-парк. В республике сформированы надлежащие условия для подготовки кадров в сфере IT-технологий. Цифровая экономика стала свершившимся фактом в Якутии: медицина, образование, связь, банковское дело. Одна из основных проблем – это ограниченность инфраструктуры в северных районах.

В настоящее время для развития цифровой экономики необходимо подготовить нормативно-правовую базу, систематизировать направления, разработать и утвердить дорожную карту. Особенное внимание стоит уделить подготовке нормативно-правовой базы на 2018/2019 года. На федеральном уровне в этом году должны быть приняты 27 законопроектов, а в следующем – 26. Аналогичные работы буду проводиться во всех субъектах России.

В Якутии выстроена инфраструктура для предоставления услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме

В школах республики переходят на учебники с электронными носителями, повышение информационной грамотности педагогов, апробация информационно-образовательного портала «Российская электронная школа». В 2018/2022 годах в наших школах будут работать по концепции развития электронного образования. В системе среднего профессионального образования стартует реализация Российского приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда».

«Хотелось бы, чтобы и высшая школа по подготовке специалистов в области цифровой экономики не осталась в стороне. Прежде всего, Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета. Нами была предложена подготовка специалистов, отвечающих требованиям цифровой рабочей среды и современных общественных знаний, а также глобального цифрового пространства. Это включение во все образовательные программы дисциплин по электронному бизнесу, открыть специальность по электронной коммерции и интернет-маркетингу, рассмотреть открытие новых финансовых профилей. Ведь сегодня недостаточно одних только технических знаний», – говорит заведующий кафедрой экономики и финансов Финансово-экономического института СВФУ Галина Рац.

Стартап. Что он из себя представляет?



Многие эксперты с мировым именем утверждают, что будущее экономики заключается в реализации стартапов. Стартап – это то, что начинается с нуля; его развивает команда, а не организация и он нацелен на поиск инвесторов. Его реализация не производится на деньги государства или за какие-то другие целевые средства. И надо понимать, что любой стартап – вещь рисковая. Не каждый может выстрелить.

В Университете ИТМО принято решение о том, что дисциплины, которые связаны с цифровой экономикой, проектированием и с выработкой «soft skills» – должны быть обязательными дисциплинами для студентов всех факультетов независимо от направлений.

«Дисциплины должны вестись на 1-2 курсах. На них мы уже должны будем объяснить нашим студентам что такое проект, команда проекта и научить как работать в ней, построить тесные отношения с бизнес-инкубатором. Мы должны понимать о том, что студент должен уметь работать над проектом: самый лучший стартап тот, над которым работают студенты равных факультетов. Когда в команде есть представители и технических, и гуманитарных специальностей – только тогда мы получим настоящий стартап», – отмечает доктор экономических наук, заведующий кафедрой производственного менеджмента и трансфера технологий Университета ИТМО Марина Макарченко.

Один из главных вопросов при создании стартапа, который часто возникает, связан с идеей

У кого-то появилась идея и обычно этот человек думает, что ему никто не нужен для ее реализации. И «soft skills» должны помочь ответить на вопросы, связанные с работой в команде и в одиночку. «Мы должны учить студентов работать в команде. Многие не умеют общаться. Нет, они общаются, но посредством мессенджеров. А ведь команда не является таковой – это нужно распределить функции, принять решение, услышать чужую критику. И если мы не научим студентов эти навыкам, то они сами по себе не смогут их развить», – объясняет Марина Макарченко.

Диплом в форме стартапа



Проректор по информатизации СВФУ Петр Иванов отметил, что сейчас стоит задача защиты дипломных работ в качестве стартапа. «Защита дипломных работ в классической форме в нашем университете реализуется. Но сейчас перед нами стоит задача преобразовать их в защиту стартапа. Уже нужно будет работать над поиском инвесторов и регистрировать результаты своей научной деятельности в виде патента», – сказал проректор по информатизации СВФУ.

Директор студенческого бизнес-инкубатора СВФУ «Oreh» Анисия Лазарева рассказала о преимуществах реализации выпускной квалификационной работы в виде стартапа: «Во-первых, студенты экономят свое время благодаря объединению исследовательской работы с бизнес-проектом. Во-вторых, в процессе написания работы студенты могут составить успешное обоснование своего проекта, позволяющего в будущем помочь реализации бизнес-плана или получения гранта».

Существуют и недостатки, среди которых может быть несовпадение специальности студента с направлением его проекта и с отсутствием консультантов по бизнес-части

Реализация ВКР в виде стартапа в СВФУ реализуется с помощью бизнес-инкубатора «Oreh» с 2014 года. По концепции студенческого бизнес-инкубатора принимаются студенты, у которых есть не только какие-то начальные шаги реализации своего бизнес-проекта, но и просто сама идея. Организация стремится воплотить в жизнь именно те идеи, которые имеют инновационность. Сейчас в студенческом бизнес-инкубаторе 27 резидентов.

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.