/ Туяра Павлова

Учеба в третьем возрасте: «Я не чувствую себя старше»

Учиться и узнавать что-то новое нужно каждый день, ведь мир постоянно меняется и требует от людей того же. Как посещать пары в университете после семидесяти и почему концепция непрерывного образования стала новым трендом – в теме «НУ_онлайн».

Тамаре Соловьевой 70 лет. Она – студентка магистратуры филологического факультета СВФУ. Это будет четвертый диплом в ее копилке – женщина уверена: совершенству нет предела.

До выхода на пенсию Тамара работала преподавателем в Якутском индустриально-педагогическом колледже. Первое образование – в сельскохозяйственном факультете Якутского госуниверситета – женщина получила ещё в 1980 году.

«Я всю жизнь учусь, и вот мне захотелось изучать культурологию – мы с мужем театралы, не пропускаем ни одной премьеры. Некоторые отнеслись к моей идее скептически, но родные меня всегда поддерживают, особенно мама, ей 91 год», – делится Тамара.

Пенсионер Николай Немаев с супругой в декабре 2019 года Аллой прошёл компьютерные курсы в СВФУ. Мужчина признаётся: «Я плохо понимал в компьютерах, а сейчас разбираюсь и в них, и телефонах, разных приложениях. Смело советую курс всем пожилым людям», – говорит Николай.

О курсе он узнал во время посещения Пенсионного фонда – увидел объявление и сразу записался. Занятия длились неделю, каждый день по два часа. Мужчина не замечал, как летело время: было интересно на занятиях, делится он.

Инициатор курса – Институт непрерывного профессионального образования СВФУ

Меньше, чем за год (с марта по декабрь 2019 года) такой курс прошли 409 пенсионеров. Заявки на обучение поступают даже из районов республики, а растущее число запросов дает основание отметить стремление людей третьего возраста к образованию и продолжению профессиональной деятельности.

«Концепция непрерывного образования позиционирует себя как один из значимых и устойчивых трендов в образовании – продолжающееся или непрерывное образование, дополнительное профессиональное развитие уже работающих специалистов», – подчёркивает директор ИНПО СВФУ Ольга Чоросова.

Физиологические изменения не являются преградой для включения пожилых людей в образовательный процесс, добавляет начальник отделения сертификации, диверсификации и научных проектов ИНПО СВФУ Нюргустана Горохова.

Немаловажно, что для людей третьего возраста зачастую посещение образовательных курсов и обучение в вузах также становится формой организации досуга. Пенсионеры успешно осваивают социальные сети, общаются и даже заводят друзей среди молодежи. «Я не чувствую себя старше: у меня хорошие отношения с однокурсниками, много подруг, которые на 30 лет моложе меня», – рассказывает студентка магистратуры Тамара Соловьева.


Нюргустана Горохова делится результатами исследований, которые проводились в институте: проведенные опросы показали, что 78 процентов из 60 опрошенных человек положительно относятся к идее образования пожилых людей, а 89 процентов согласились с утверждением, что дополнительное образование необходимо для получения новой должности или сохранения имеющейся. При этом 33 процента респондентов готовы работать не ради денег, а чтобы получить удовольствие от рабочего процесса. «Люди старшего возраста готовы продолжать учиться, постоянно возобновлять своё обучение, умения и навыки с целью профессионального долголетия, но в то же время большинство отметили, что субъективным барьером является отсутствие продуманной политики государства в области дополнительного образования», – отмечает Нюргустана Горохова.

Постоянное обучение также имеет смысл и с точки зрения сохранения хорошей памяти и ясности ума

Доцент кафедры неврологии и психиатрии Медицинского института СВФУ Любовь Бекенева подчёркивает, что когнитивные функции человека тренируются: родившись с плохой памятью, человек может постоянными тренировками сделать ее значительно лучше. «Память и внимание зависят и от физической составляющей. Полезно вязание, вышивание, собирание мозаики», – советует кандидат медицинских наук.

Не последнее значение в этом имеет и питание – оно должно быть разнообразным, богатым витаминами группы В. А вот бояться того, что когнитивные функции могут быть хуже у представителей тех или иных этносов, не стоит – как объясняет Любовь Бекенева, это не связано с национальностью человека.

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.