/ Евгений Онуфриев

Адаптация: новые методы преподавания иностранного

Будущее за автономией – в вузах нацелены не передавать знания студентам, а учить их добывать самостоятельно. В школах, где ребенок не усидит за партой с одним учебником, надежда на новые методы обучения. Как с помощью дистанционного обучения, уроков музыки, брейншторма и правильной адаптации меняется подход к изучению иностранных языков в Якутии?

Когда студенты добывают знания сами


Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) последнего поколения поменяли стратегию образования, отмечает доктор филологических наук, директор ИЗФиР СВФУ Ольга Мельничук. «Мы не передаем знания – мы учим студентов самостоятельно добывать эти знания, а также уметь их анализировать и систематизировать, – подчеркивает эксперт. – Сейчас идет курс на автономию студентов. Именно поэтому роль самостоятельной работы по ФГОСам значительно возросла».

В рамках этого в СВФУ много внимания сегодня стало уделяться электронно-образовательной среде MOODLE – системе управления обучения, особенностью которой является дистанционная работа в онлайн. Чем она хороша? Как считает Ольга Мельничук, MOODLE в первую очередь удобна тем, что позволяет обеспечить информационно-методическое сопровождение работы студента и, по сути, облегчить работу преподавателя. В электронной системе удобно выкладывать СРС, тестовые задания, отслеживать их выполнение студентами, а также оставлять отзывы и давать возможность переделывать работу.

«Работая в MOODLE, мы со студентом не видимся, и это удобно. Я обучаю несколько потоков – у меня больше 40 студентов в магистратуре, 60 студентов по теории текста и еще столько же по основе филологии, – отмечает директор ИЗФиР СВФУ. – Мне удобнее зайти в MOODLE и проверить отосланные задания тогда, когда у меня будет возможность это сделать, а не когда у студентов появится время подойти, а у меня – принять их».

Дистанционная работа – удобный вариант обучения как для преподавателя, так и для студента

Говоря об автономии обучения, остро встает проблема планирования объема и дозировки материала для СРС. Сколько времени студенту понадобится на поиск источника, чтение и подготовку реферата? «Если учесть, что СРС – это сугубо индивидуальная деятельность, а у каждого учащегося своя скорость работы, то нужно выбирать какое-то среднее значение», – прикидывает Ольга Мельничук, приводя примеры, когда один студент при чтении источника быстро улавливает тему, а другому приходится перечитывать материал по нескольку раз. Идеальный вариант – собрать всех вместе и прибегнуть к использованию хронометража, но на это, по мнению эксперта, уйдет слишком много времени, что роскошь для преподавателя.

Вторая проблема – расчет учебной нагрузки преподавателя с учетом работы в MOODLE – практика показывает, что на тщательную проверку заданий и обратную связь со студентом времени в день уходит больше, чем на одну пару. Вопрос с решениями проблем пока остается открытым.

Эффективная адаптация – залог успеха



Давайте отойдем немного назад, на первый курс, и затронем тему адаптации. Ведь ни для кого не секрет, что только поступив в университет, новоявленному студенту необходимо попрощаться с тем, как учили в школе, и адаптироваться к новым учебным условиям.

Тема адаптации первокурсников, казалось бы, на первый взгляд далека от повестки дня, но на самом деле это не так. От нее зависит дальнейшая мотивация, направленность и характер деятельности обучающегося на старших курсах, а также психологический комфорт и моральная удовлетворенность собой и обучением в вузе. И, конечно, оценки по изучаемому иностранному языку в зачетке.

«Прежде чем студент приспособится к условиям обучения вузе, как правило, проходит немало времени, – объясняет старший преподаватель кафедры английской филологии ИЗФиР СВФУ Ольга Афанасьева, подчеркивая, что для многих первокурсников этот момент самый трудный. – Можно сделать вывод, что чаще всего именно из-за неправильной адаптации у студентов появляется низкая успеваемость по результатам первой экзаменационной сессии».

По мнению Ольги Афанасьевой, для оказания оптимальной помощи студенту в данный период нужно учитывать, что адаптация в вузе имеет несколько аспектов. Первый – профессиональная адаптация, то есть приспособление к структуре высшей школы. Второй – социальная адаптация, связанная с трудностями организации своего быта (личные проблемы, слабое здоровье). Третий – психологическая адаптация – привыкание к новым условиям и формирование положительных взаимоотношений с преподавателями и однокурсниками. Четвертый аспект – так называемая дидактическая адаптация, связанная с новыми условиями организации учебного процесса в вузе. «Дидактическая адаптация сопровождается такими затруднениями, как неумение пользоваться читательским фондом учебного заведения, проблемы с изменением контроля над успеваемостью и опросной системы», – перечисляет старший преподаватель.

Также может выделяться биологический аспект адаптации, который связан с перестройкой организма применительно к новым условиям и режиму жизнедеятельности

С целью выявления наиболее затруднительных аспектов, которые испытывают первокурсники, экспертом был проведен опрос в одной из групп института за 2016-17 учебный год. Всего на момент анкетирования в опрашиваемой группе было 13 человек.

Результаты показали, что больше половины студентов испытывали затруднения, связанные с первым аспектом – профессиональной адаптацией. «Но, в среднем, около половины опрошенных ответили, что после первого семестра такие затруднения исчезли, – добавляет Ольга Афанасьева. – Двое ребят не испытывали данных затруднений вообще, и скорее всего причина в том, что они старше своих одногруппников». Положительными в группе оказались уровень социальной и психологической адаптации – трудности в этих сферах не испытывали больше половины студентов, а те, кто столкнулись с преградами, справились с ними в течение первого семестра.

По мнению опрошенных, помощь в адаптации студентов должна оказываться со стороны куратора. «Таким образом, выходит, что кураторство является одной из эффективнейших форм управления адаптационным процессом в вузе», – заключает старший преподаватель кафедры английской филологии ИЗФиР СВФУ Ольга Афанасьева.

Музыка глушит не только печаль

Эпоха глобализации меняет подходы к обучению. Теперь английский язык в школах учат не только путем зубрежки учебников и методических материалов, но и при помощи пения. Такую интересную практику, к примеру, применяет учитель английского языка Мархинской СОШ №2 Ольга Строева.

Процесс выбора песни наиболее сложный аспект использования музыки на уроках, делится Ольга Строева и рекомендует следующие критерии: интересы учащихся, возраст, языковой уровень школьников, а также меры языковой и лингвострановедческой ценностей, информативности текста. «Я стараюсь подбирать известных исполнителей – тех, что дети знают и слушают, – добавляет учитель. – Иногда учащиеся самостоятельно подбирают музыку, предлагают свои варианты и мы вместе определяем, подходит ли она по критериям отбора». Если песня подходит, то учитель либо самостоятельно разрабатывает упражнения, либо просит помочь учеников.

«Очень многие дети увлекаются музыкой, поэтому использование песен и работа с ними повышает мотивацию»

Выглядит занятие так: сначала идет ознакомительное прослушивание, после чего учитель раздает детям тексты с упражнениями и проводит в классе контроль понимания языковых структур и текста песни с помощью вопросов. «Далее идет повторное прослушивание и выполнение заданий, одним из которых, к примеру, является вставка в строки песен пропущенных слов», – рассказывает Ольга Строева. Следующими пунктами в работе с песнями являются самопроверка и самокоррекция заданий, где учитель иногда разрешает ученикам обмениваться работами.

«На этапе прослушивания и выполнения заданий к песне эффективно реализуется языковая компетенция, а во время записи ответов ученики овладевают графикой и орфографией английского языка, а также узнают некоторые новые лексические и грамматические структуры», – заключает учитель английского языка. Что интересно, на этом работа с песней не заканчивается – школьникам даются домашние задания разных типов с учетом индивидуальных возможностей каждого из учеников.

Главное – идея, исходящая от ребенка

«Сегодня учителю становится все труднее заинтересовать и мотивировать детей к обучению иностранному языку, – ставит проблему учитель английского языка СОШ №30 города Якутска Диана Щелканова. – И это при том, что у преподавателя на дню обычно по 9-10 уроков и он невольно задумывается о том, как упростить подготовку к уроку и использовать время максимально рационально».

Как улучшить, модернизировать и повысить качество современного преподавания в школах? Школьный учитель выделяет три образовательные технологии – развитие критического мышления, модельный метод обучения и информационно-коммуникационный вариант.

«К первой технологии относится используемый мной метод mind map, также известная как интеллект-карта – дети записывают свои мысли и идеи, на основе которых и подбирается тема урока, – рассказывает Диана Щелканова. – Это выражает индивидуальную особенность каждого ребенка и создает пространство для креативных способностей детей».

Вторым методом является brainstorming – мозговой штурм. В рамках урока ученики начинают решать какую-нибудь проблему и предлагают способы ее решения, независимо от того, правильные они или нет. «Роль учителя в том, чтобы воспринимать весь полученный от детей материал и оказывать помощь при размышлении», – объясняет учитель английского языка СОШ №30 города Якутска.

«Есть также кластерный метод, который служит для стимулирования мыслительной деятельности и является фактически приемом систематизации материала, и кейс-стади – метод ситуационного анализа, когда берется проблема, проводится ее анализ и выявляются пути ее решения», – отмечает Диана Щелканова.

По мнению школьного учителя, современным детям не хватает критического мышления

«Те же гаджеты очень мешают детям самостоятельно думать, искать решение поставленной задачи, – объясняет учитель. – Поэтому на школьных уроках очень важно развивать именно критическое мышление – дети должны уметь думать, приходить к каким-то идеям и аргументированно отвечать».

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.