/ Светлана Аммосова, Андрей Антонов

Вуз цифровой: как работает дистанционное обучение в России

С 2020 года российские вузы перешли на дистанционное обучение из-за сложной эпидемиологической ситуации с коронавирусом. Тотальный карантин оказался серьезным тестом на прочность для университетов. Как СВФУ и другим федеральным вузам удалось перейти в «цифру» – в теме недели «НУ_онлайн».

Первые сложности


Студенты и преподаватели столкнулись с проблемами в цифровом, техническом плане, так как не оснащены необходимым оборудованием: компьютерами, ноутбуками, сотовыми телефонами и высокоскоростным выходом в интернет для подключения к занятиям. Без сложностей работали вузы, у которых оцифрованы образовательные курсы, функционируют электронные платформы и уже давно в авангарде онлайн-образования. «Это очень непростая ситуация для вузов во всем мире, именно поэтому сильные игроки на рынке объединяются и предлагают свои ресурсы бесплатно: как ведущие университеты, так и компании. Россия не исключение», – так сообщила директор по онлайн-обучению Высшей школы экономики Евгения Кулик.

С началом нового 2020-21 учебного года, университеты продолжают обучать студентов и в очном, и в дистанционном формате. За семь месяцев, после введения ограничительных мер вузы вошли в колею, научились и привыкли учиться дистанционно, с помощью платформ и систем.

Конечно, внедрение дистанционного образования в вузах происходит по-разному. Например, в таких трех федеральных университетах как Северо-Восточный федеральный университет (Якутск), Сибирский федеральный университет (Красноярск) и Дальневосточный федеральный университет (Владивосток). Как реализовали дистанционную систему обучения в Якутии?

Адаптируемся онлайн в СВФУ


С осени первокурсники всех факультетов и институтов СВФУ обучались очно. «За это время они научились работать в электронно-информационной системе университета: пользоваться личным кабинетом, электронным расписанием, системой Moodle. Кроме этого, прошли курсы по основам цифровых технологий. Ребята получили свои логины и пароли личного кабинета, где хранятся образовательные материалы. Также клиника университета организовала медицинский осмотр всех поступивших в СВФУ. Можно сказать, что первокурсники адаптировались к вузовской жизни», – рассказал проректор по внеучебной работе и молодежной политике СВФУ Александр Ильин.

Когда объявили карантин, СВФУ сразу же перешел на дистанционный формат обучения

Поначалу для студентов и преподавателей было не привычно вести занятия удаленно, но быстро научились пользоваться платформами и системами. СВФУ работает через систему электронного обучения Moodle. Через Moodle обучают и тестируют студентов со всего мира на расстоянии, что очень удобно при дистанционном обучении. Эта учебная среда включает в себя много возможностей, но для неопытного пользователя может быть сложна и запутанна. Поэтому не все в полной мере используют систему Moodle, особенно пожилые преподаватели. Да и студентам приходится каждый раз при входе вводить логин, пароль и искать свой курс, что занимает много времени.


Весной прошлого семестра были проблемы с перегруженностью системы, но ее быстро восстановили и теперь все работает стабильно и без задержек. СВФУ использует несколько приложений, чтобы проводить онлайн-занятия – это Zoom, Skype, Discord. Сервис Zoom имеет много функций: видео и аудио связь с каждым участником. Можно делиться экраном, поставить на паузу. Есть возможность делиться не всем экраном, а только отдельными приложениями, например, включить демонстрацию браузера. Использовать чат, передавать файлы всем или выбрать одного студента. Имеются интересные виртуальные фоны. Минусом в этой платформе является ограничения по времени – 40 минут.

Самостоятельные работы студентов загружаются в Moodle или отправляют на электронную почту преподавателю. «Мы учимся по Zoom с весны. Он полностью адаптирован для учебной деятельности – камера и звук работают четко. Качество платформы улучшилось. Хотела бы отметить недостатки приложения. Чтобы пользоваться бесплатно, нужно подключаться заново, три раза за одну пару. Конечно, есть лицензионная подписка института, но она часто перегружается, поэтому преподаватели сами создают конференции. Ссылки на занятия часто теряются в переписках», – отметила студентка 4 курса ФЭИ СВФУ Лилия Григорьева.

Некоторые группы и институты учатся через Discord. «Наша группа по некоторым дисциплинам учится через бесплатный мессенджер Discord. Оказалось, это намного удобнее, чем Zoom. Там сохраняются раннее пройденные темы, можно пролистать и посмотреть необходимую информацию. Нет видео, но есть голосовой чат. В нем можно отслеживать активность студентов, что более удобнее преподавателям для выставления баллов. Ты более активен в чате, а когда учишься через Zoom, практически всегда стоит тишина. В Discord можно разбиться и создать свои мини-чаты, чтобы выполнить задания. Преподаватель создает интерактивные презентации, и каждый студент может добавить свое мнение в содержание презентации. Нет никаких ограничений по времени, когда угодно можешь зайти и не ждешь, пока тебе разрешит организатор подключиться, особо не зависит от интернета. Единственный минус – отсутствие видеосвязи», – поделилась своим мнением студентка 4 курса ИП СВФУ Намыына Винокурова.

Сибирский подход


Сложно найти в России регион, где развернуто больше национальных проектов, чем в Красноярском крае. Здесь определены «точки роста» в промышленности, энергетике, науке и образовании. Для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных работать в любом регионе нашей страны, и в жёстких условиях Севера, в 2006 году в Красноярске был создан Сибирский федеральный университет.

«СФУ продолжил вести занятия по утверждённому расписанию, но без необходимости присутствия студентов и преподавателей в университетских аудиториях. «В университете существует собственная система электронного обучения E-learning SibFU (еКурсы), где размещены учебно-методические материалы по всем образовательным программам. Всего более 20 тысяч единицы онлайн-ресурсов. Для взаимодействия преподавателей и студентов в дистанционном формате действуют онлайн-сервис «Вебинар» и платформа «Мой СФУ». У студентов есть доступ к научной электронной библиотеке СФУ», – сообщил ректор Максим Румянцев. – Кроме того, установлены партнерские отношения с внешними онлайн-платформами, других университетов, которые они открыли в связи со сложившейся ситуацией. Это дополнительные бесплатные учебные курсы, которые преподаватели могут использовать для организации дистанционной работы со студентами».

Студентка 3 курса СФУ Мария Егорова прокомментировала, как проходит дистанционное обучение: «Мы учимся через Zoom, очень удобно, но качество звука и картинки зависит от скорости интернета. Всегда пары начинаются по времени, нас не обязывают включать звук и видео. Во время занятий больше говорит преподаватель и может спросить кого угодно. По сравнению с очными занятиями задания для самостоятельной работы дают больше. Все-таки нравится больше смешанное обучение».


Доцент кафедры социально-экономического планирования Института экономики, государственного управления и финансов СФУ Антон Пыжев провел мини-исследование, посвященное особенностям преподавания базовых дисциплин экономико-математического профиля в условиях дистанционного обучения. «Если обобщить полученные выводы одной фразой, скажу, что дистанционное обучение по ряду направлений, не требующих «лабораторных» часов – вполне годная образовательная практика, элементы которой могут использоваться не только в экстренных случаях (например, пандемии), но и в рамках традиционных форм обучения. Основной недостаток «дистанционки», по мнению ряда учащихся и преподавателей, связан, скорее, с непривычностью такого формата, а не с трудностями технического или содержательного характера.

Работая со студентами бакалавриата и специалитета, обнаружили, что встречи, организуемые с помощью сервисов ВКС (Zoom, вебинары СФУ) по эффективности не уступают офлайн-занятиям. То же касается и пересдач: ответы студентов онлайн по-прежнему разнообразны, мы всё так же наблюдали молчание некоторых ребят в ответ на вопросы преподавателей, после чего им были справедливо выставлены оценки «неудовлетворительно». Распределение оценок первой дистанционной сессии соответствует нашему предыдущему опыту. Технически организация дистанционного обучения действительно сложна и требует большего участия преподавателей, но это препятствие преодолимо. Ещё одним преимуществом дистанционного обучения студенты магистратуры СФУ назвали возможность выстраивать гибкий график обучения», – рассказал Антон Пыжев.

Дальневосточный формат


«Для ДВФУ с 2018 года все учебные планы включают онлайн курсы ведущих российских университетов на платформе Открытое образование и онлайн курсы, разработанные преподавателями ДВФУ. В общей сложности электронные курсы осваивают около 13000 студентов университета ежегодно. У наших студентов есть дистанционный доступ к научной библиотеке, подпискам на реферативные и полнотекстовые научные базы, к методическим материалам, записям вебинаров и лекций через LMS-систему», – отметил ректор ДВФУ Никита Анисимов.

С начала этого учебного года студенты ДВФУ обучаются очно и дистанционно. Если в группе выявлен зараженный, то вся группа переходит на онлайн обучение. Во время очных занятий студенты не придерживаются дистанции, многие не носят масок, но преподаватели в масках. Пары проходят в корпоративной платформе Microsoft Teams. Она объединяет в рабочем пространстве чат, встречи, заметки и вложения. В нем нет ограничений по времени и количеству участников конференции подключаются 100 человек и прослушивают лекцию длиною в 1,5 часа. Иногда случаются сбои, и студенты не могут отправить выполненные задания, не работают те или иные функции.

«По всем дисциплинам мы учимся по Microsoft Teams, это очень удобно. Там же нам дают задания и устанавливают дедлайны, и до окончания выделенного времени мы выгружаем их в формате Word, Excel, фото или презентации. Иногда пары начинаются на 30 минут позже или вовсе отменяют, – поделилась об организации учебного процесса студентка 4 курса ДВФУ Майя Павлова. – Предпочитаю дистанционное обучение, так как ситуация с вирусом еще не наладилась. Несмотря на предупреждения, большинство людей ходят без масок, посещают пары, когда болеют, нет никакой дистанции».

В заключении…


У каждой системы обучения в университетах есть свои преимущества и недостатки. Учитывая нынешнюю обстановку по коронавирусу в стране и в мире, образование будет осуществляться в онлайн еще длительное время. Желательно организовать учебный процесс так, чтобы было удобно всем студентам и преподавателям. Возможно, необходимо провести онлайн-форумы с другими университетами и обменяться полезными навыками, программами друг с другом.

Подводя итоги, можно сказать, что в связи со сложившейся ситуацией в мире, университетам все равно приходится полностью или частично переходить на дистанционное обучение

В течение последних восьми месяцев студенты и преподаватели смогли освоить онлайн-образование. Но, стоит отметить, что в каждом университете есть преподаватели пожилого возраста, которым трудно овладеть современными технологиями. Университеты стараются их поддержать и обучить правильно использовать приложения и электронные системы университетов.

«Нет худа без добра» – так говорится всем известной русской пословице. Некоторым студентам такой формат обучения оказался полезным и удобным. Многие учащиеся по семейным причинам или из-за проблем со здоровьем не могли посещать занятия. Совмещать учебу, работу или уход за ребенком, с переходом на дистанционное обучение, стало доступным. Еще это отлично экономит время, так как не нужно тратить время на сборы и дорогу.

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ, открытых источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.