Зачем студенту заниматься наукой?

Наука – слово, часто ассоциирующееся с университетами, но не всегда со студентами. В каком случае можно считать себя студентом, занимающимся наукой? Где граница того, что можно считать наукой? Об этом мы спросили участников Форума научной молодежи федеральных университетов во время выездных сессий.

Опрос проводился 17 сентября 2014 г.
Место: Теплоход «Демьян Бедный», форум Научной молодежи
Время: с 23:00 – 01:00 чч.

Евгения Антонова

научный сотрудник СВФУ

Студенческая наука – это начало науки, ее истоки. Можно сказать, что это начальный этап, когда человек делает первые шаги в исследованиях, пишет первые работы. Важно сделать правильный выбор, выбрать близкую к тебе тему, чтобы потом не потерять интерес к ней и продолжить на более профессиональном уровне. Поэтому, можно сказать, что исследовательское занятие в студенческое время может повлиять на их судьбу.

Наталья Бахова

руководитель центра молодых ученых СФУ

Считаю, что студенческая наука – это систематическая деятельность, которая длится в течение всего студенчества, всех лет обучения. Студент должен выполнять ее вне учебного плана. Это его личные исследовательские интересы, которые он разрабатывает, представляет на семинарах, конференциях, форумах, подобных этому. Некоторые могут посчитать, что нанимать теплоход за большие деньги - это излишне роскошно. Но для нового поколения студентов, может быть, нужны именно такие формы мероприятий с необходимостью выехать за пределы учебного заведения, попробовать в течение нескольких дней разные форматы, научные конференции и дебаты. Это стоит затраченных средств. Если бы вас на три дня оставили сидеть в аудитории, вы бы разбежались: «Да нужна мне ваша наука!» Лучше всего, когда предлагается вариант с игровой, развлекательной составляющей.

Екатерина Киселева

магистрант ЮФУ первого года обучения

Мне кажется, что главная цель студенческой науки – это воспитание будущих кадров. Студенты, как молодежь, могут дать новые решения старых проблем.
Что раньше представляли под наукой? Это были лаборатории, какие-нибудь секретные исследования. Для людей извне научная деятельность была закрыта. Теперь наука популяризировалась намного. Стало больше свободы, больше возможностей в каждом регионе. Например, у нас в Ростове-на-Дону есть уникальные лаборатории нейрокибернетики, где студенты наравне сотрудничают со специалистами в сфере физики, психологии и биологии.

Сайаана Борисова

студент четвертого курса филологического факультета СВФУ, организатор форума

Наука, в том числе студенческая, должна открывать миру новые полезные открытия. Сама я учусь на филолога, провожу языковые сравнения, сопоставления, социологические опросы. Считается, что филология - неприоритетное в наше время направление, но я считаю, что еще многое в этой сфере осталось неизученным.

Лия Жиркова

студент пятого курса Инженерно-технического института СВФУ

Занимаюсь исследованиями на тему производства строительных материалов, изделий и конструкций. В моей группе из 25 человек наукой занимается около 10 студентов, все увлекаются, всем интересно. По моему мнению, наука – это знания, дополнительная информация для себя, для учебы, чтобы тебе это помогало в дальнейшем. Для меня большой радостью и признанием научной деятельности стала публикация в научном ежегоднике моей статьи об оптимизации пенобетона. Еще хочу сказать спасибо моему университету за прекрасный форум.

Артур Гафуров

студент пятого курса института экологии и природопользования КФУ

Это самодеятельность студентов, направленная на повышение конкурентоспособности в сфере научных интересов. Также это может быть работа состоявшихся научных руководителей, профессоров с будущими перспективными специалистами.
Хорошо, что у географов, геологов, экологов научная деятельность всегда сопровождается частыми экспедициями, выездами. Чувствуется реальная свобода действий.
В КФУ примерно 20% всех студентов занимаются наукой. Могу заверить, что эффективность от такого большого количества никак не страдает. Начинается все, конечно, с маленьких проектов. Но потом люди начинают объединяться, проекты становятся масштабнее.
В КФУ есть специальные люди, которые спонсируют, организовывают мероприятия. Также в Татарстане есть объединение, консолидирующее университеты Татарстана, и все студенты приезжают туда выступать.

Яна Старостина

ведущий специалист организации НИРС МУиС СВФУ, организатор форума

Раньше в институте языков культуры народов и Северо-Востока Российской Федерации, где я училась, был свой аналог нынешнего студенческого научного общества. Будучи студенткой, помогала устраивать встречи молодых ученых, научные и научно-популярные мероприятия. По моему мнению, студент может считать себя занимающимся наукой, если у него искреннее желание быть причастным к миру науки, и он делает определенные шаги в этом направлении.

Тревор Фуллер

профессор, преподаватель географии, Куперстаун, штат Нью-Йорк, США

Студенты очень важны для науки. Каждая страна думает о своем молодом поколении как о своих продолжателях и максимально старается вложиться в их образование, а потом практику. Могу сказать, что студенты из России имеют множество прекрасных способностей проявить себя и получить хорошую работу в сфере науки. Приятно было видеть на форуме столько активных молодых ученых с хорошими работами. До этого в России я был один раз десять лет назад, в Санкт-Петербурге. Для меня большой опыт посмотреть на студентов из других стран, других систем образования.