/ Айтал Яковлев

Неоязычество по-якутски

В январе этого года мое исследование по теме «Неоязыческие культовые сооружения в современном ландшафте Якутии» выиграло грант правительства России. В этом грантовом исследовании я буду изучать современное население Якутии, а конкретно народ Саха и то, как в XXI веке меняется его мировоззрение, как трансформируется его культура. Мы будем отталкиваться с позиции неоязычества как проявления современной трансформации традиционной культуры.

Термин «неоязычество» звучит очень неоднозначно и не имеет четких границ. В России и в Европе в большинстве научных статей и в популярных журналах он позиционируется достаточно негативно, к неоязычникам относят какие-то националистические и даже фашистские организации или даже толкиенистов. Что уж там говорить, когда даже понятие «язычество» не имеет четких определений. Этот термин родился, когда приверженцы молодых религий сказали: есть мы, у кого есть священные писания, и есть они, язычники, которые передают свои знания «на языке». Сейчас мы ведем теоретическую подготовку, хотим определить границы, где начинается неоязычество с точки зрения современной исторической антропологии.

Считается, что государство сегодня не дает возможности малым народам удовлетворить духовные потребности в самоопределении как этноса. И на этом фоне выглядит довольно парадоксально то, что в России коренной народ на краю севера под натиском культурной глобализации не теряет своей самобытности, развивает культуру и, опираясь на историческое население, производит что-то новое. К примеру, тот же мужской алгыс – это яркий пример того, как народ, опираясь на свои истоки, создает что-то новое и подает как нечто исконно якутское. Существует еще мужской осуохай.

Естественно, такие массовые акции найдут свой отклик у населения. Кто-то видит в этом агрессию, а для кого-то это, наоборот, единение народа или возрождение культуры. Мужской осуохай – это однозначно продукт нашего времени. Потому что сейчас общество требует патриотизма, поднимается вопрос о роли женщины и мужчины в обществе. Это то же самое, что и смотры песни и строя, здесь же цель не военизировать детей, а воспитывать их в духе патриотизма. Мужской осуохай также больше направлен на воспитание молодежи, он задает ориентиры, мол, мы – Саха, у нас своя культура. Я ничего страшного в этом не вижу. Это тот же флешмоб, только с традиционными элементами якутской культуры.

Интерес к родной культуре в наши дни очень большой. Это, прежде всего, объясняется повышением общего уровня образования. Начиная с 80-ых годов среди сахаязычного населения республики образованных становится больше, а в 90-ые происходит мощный рост самосознания народа, то есть появляются ученые, которые открывают что-то новое в народе, и люди, которые стараются восстановить утерянные традиции. И далее в начале XXI века вырастает то поколение, которое начинает интересоваться тем, что было написано и изучено в 80-ые и 90-ые, и начинает искать ответы на вопросы о том, кто они и откуда.

В своем исследовании мы основное внимание уделим, конечно, сельской среде, так как именно там лучше сохраняются какие-то традиционные элементы культуры, например, традиционные верования. Самый главный двигатель изменения у нас – культурная глобализация. Мы будем изучать, как она влияет на народ саха в селах. В ответ мы получаем социокультурное явление, которое именуется термином «глокализация» или «регионализация». Надеемся попасть и на улусные ысыахи. Я исследователь повседневности, а она делится на две части: занятость и досуг.

Здесь мы говорим об этносоциальном процессе, имея ввиду, что народ Саха начал зарабатывать хорошие деньги и тратит все не только на еду, одежду и транспорт, но и на самопознание. Народ живой. Он интересуется своей культурой, начинает задавать себе вопросы: кто он и где его истоки. Неоязычество коснулось многих аспектов нашего быта, так что говорить об этом можно бесконечно.

Айтал Яковлев – кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной отечественной истории, этнологии, археологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета

Фото: Мичил Яковлев, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.